09.04.2017 06:34:44
08.04.2017 17:54:17
Благодарим за публикацию книги Е.В.Прасолова. Моя мама Емельянова О.Ф.-родилась в ...
04.04.2017 13:15:49
18.03.2017 21:49:58
Очень приятно видеть на страницах газеты таких губкинцев, как Надежда! Труд их ...
12.03.2017 19:12:23
Как много теплых и хороших слов прочитала про своего одноклассника Ленечку , ...
ВТОРНИК, 9 июня 2015 г. №90 (9031) | СВОЯ КОЛЕЯ
09.06.2015 О. АВДЕЕВА
В моем детстве профессия логопеда была еще малоизвестна. И я помню, что в школьном хоре у нас был мальчишка из параллельного класса, который прекрасно пел вместе со всеми, а при разговоре страшно заикался. Над ним все подшучивали, даже учителя: как урок отвечать, мол, слова не выговорит, а как петь – соловей. Он стеснялся, обижался. Как сложилась его дальнейшая жизнь, не знаю: он ушел из школы после восьмого класса. А вот логопед Р.А. Иванова уверена, что такая речевая особенность моего сверстника была вполне объяснима:
– Среди логопедических методик музыкальные занятия применяются очень давно. Нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда человеку гораздо легче пропеть слова, чем выговорить. Музыка настраивает психологически, расслабляет, снимает речевые зажимы. В классе на уроке тот мальчик испытывал стресс, каждый раз ожидая повторения своего заикания, что и происходило. Вполне возможно, что, став взрослым и попав в другую среду, он давно преодолел свой дефект речи.
Раиса Александровна признается: несмотря на то, что выросла и училась в Ленинграде, о логопедах раньше тоже мало что знала. С этой профессией впервые столкнулась, окончив Ленинградский пединститут и переехав с мужем в Валуйки, где устроилась работать воспитателем в школу-интернат для слепых детей.
Словно Алиса, попавшая в Зазеркалье, с каждым ребенком она открывала совершенно иной для себя мир: лишенный красок и зрительных образов, в котором властвуют одни звуки и запахи. В этом мире дети также любили, радовались, ссорились друг с другом, огорчались. Когда она шла им навстречу, они узнавали ее по шагам и безошибочно называли по имени, а в благодарность за терпение и доброту всякий раз старались погладить рукой ее руку или прижаться к ней плечом.
– Слепые или глухонемые люди, как никто другой, чувствуют отношение к себе, именно поэтому их с детства важно окружить добротой и вниманием. Ведь они не виноваты, что родились такими, или в результате травмы, болезни стали инвалидами. Теперь уже 37 лет прошло, а я до сих пор помню девчушку-дауна, которую родители привозили для занятий в Валуйскую школу-интернат из Волоконовки. Она умудрялась называть меня одним словом – Алисасанна. Это была настоящая маленькая хозяюшка, в аккуратной косыночке, туго завязанной под толстыми щечками. Она не сводила с меня глаз, стараясь скопировать мои движения, когда я наливала в чашку чай, убирала со стола посуду, когда я причесывалась или поливала цветы. Мы, воспитатели, учили ее вместе со слепыми детьми элементарным жизненным навыкам по обслуживанию себя, и все это она делала охотно, с большой радостью, – рассказывает Раиса Александровна.
Именно тогда, в возрасте 25 лет, она вошла в этот мир иных, особенных детей. И с тех пор он стал для нее родным и понятным. Сегодня на занятия в Центр «Свет Надежды» к ней приводят и привозят самых разных детей, которым требуется коррекция речи или социальная адаптация. Раисе Александровне всякий раз приходится совмещать роль логопеда и навыки детского психолога. А как иначе, ведь до того, как ребенок научится произносить «непокорные» звуки, к нему надо подобрать свой ключик. Какой именно, не написано ни в одной методичке, поэтому почти каждый конкретный случай особенный. О том, кто она больше – диагност, исследователь, эксперт, наблюдатель или новатор, сама Раиса Александровна отвечает предельно просто – воспитатель, которому ребенок доверяет. И вновь приводит случай из своей ранней практики.
– Однажды с незрячими детьми мы вместе мыли парты. Понятно, что приходилось периодически менять воду. И вот когда принесли тазик с чистой водой, слышу, как мальчик шепчет: «Пей-пей, уточка, а то нас сейчас прогонят…». Обернулась и вижу: он достал из кармана игрушку и торопится напоить, пока воспитатели не увидели. Для любого ребенка жизнь и игра – практически одно и то же. Чтобы понять, чем можно ему помочь, достаточно понаблюдать за ним в игре. Вот и получается, что я учусь у них же и доброте, и человеколюбию, и способности радоваться, – рассуждает моя собеседница.
Р.А. Ивановой, как и любому современному логопеду, приходится учиться и в буквальном смысле слова. Прежде всего, чтобы не отставать от медицины. Общение с ребенком, тем более имеющим особенности в развитии, сопряжено с множеством чисто медицинских нюансов. Именно поэтому на ее рабочем столе можно увидеть и современный медицинский справочник, и редкую книгу по акупунктуре.
– А вы знаете, что звуки находятся на кончиках пальцев? – спросила она у меня и, не дожидаясь ответа, продолжила: – Родители, приведя ребенка к логопеду, недоумевают, почему это мы вместо работы над речью начинаем лепить из пластилина или собирать мозаику. Дело в том, что занятия с всевозможными шариками, колечками, пришиванием пуговиц, шнуровкой и т.д. развивает мелкую моторику. Медики давно доказали, что на кончиках пальцев находится множество нервных окончаний, поэтому развивая их чувствительность, можно влиять на речевой центр человека. Сейчас для таких упражнений в магазинах можно найти множество пособий, а ведь раньше мы их сами изготавливали или просили помочь родителей.
Раиса Александровна рассказала и о том, что депутат Госдумы А.В. Скоч не так давно подарил Центру «Свет Надежды» сенсорную комнату, где теперь проводятся занятия с детьми по релаксации. В этом комплексе упражнений есть «зеркальный домик», попадая в который ребенок как бы учится видеть себя со стороны. Волшебство игры как раз и заключается в том, что, отвечая на вопрос: кто в домике живет, мальчик или девочка должны обязательно назвать себя ласковым именем и наделить положительными характеристиками. По мнению специалистов, позитивное отношение ребенка к себе во многом помогает преодолеть зажатость, в том числе и в речи.
– Нередко задавала себе вопрос: больной ребенок – это ошибка природы или испытание, данное Богом? Конечно, я не имею в виду чисто логопедические проблемы, с которыми легко справиться. Множество родителей обращаются с детьми, страдающими ДЦП, аутизмом, отставанием в развитии, где порой помочь очень сложно. Безусловно, это серьезное испытание для семьи, но очень многое зависит и от общества. В западных странах того же дауненка гораздо легче социализировать, чтобы он в дальнейшем ходил в обычную школу. Там и няню от социальной службы выделят, чтобы сопровождала в школу, и со сверстниками никаких проблем не возникнет. А у нас порой слишком многое зависит от семьи – ее пробивных способностей и финансовых возможностей, – говорит Раиса Александровна. – А ведь есть и такие семьи, где изначально на ребенка с особенностями развития махнули рукой.
Безусловно, без ежедневного труда и веры в покровительство небес человеку трудно выдержать это противоборство с природой. Даже самый опытный специалист, вынужденный годами отдавать, причем не только знания, но и частицу души больным детям, со временем чувствует опустошение. Вот и Раиса Александровна признается, что силы ей придает православная вера. Семь лет назад ей впервые предложили съездить в Дивеево к мощам Серафима Саровского, посетить Свято-Троицкий женский монастырь. С тех пор она бывала там неоднократно, а кроме того, постоянно посещает службы в местном храме, изучает православную литературу, регулярно исповедуется и причащается. С тех пор много ответов нашла она для себя по самым разным жизненно важным вопросам.
Два года назад бабушка привела к Раисе Александровне внучку. У девочки была врожденная глухота, которую медики частично устранили оперативным путем. Ее родители – глухонемые, общаются жестами. В общем, все шло к тому, что полуторагодовалой девочке будет легче освоить язык жестов, чем мучиться с падающим с уха слуховым аппаратом. Но бабушка настояла, и встреча Риты и Раисы Александровны состоялась. Постепенно Рита научилась произносить звуки, потом слова, фразы, передавать интонацию. Теперь она привыкла к слуховому аппарату, а говорит так, что наговориться не может. Причем всякий раз с большой радостью старается продемонстрировать другим свои навыки. А главное – девочка ходит в детский сад.
Рассуждать о том, ее ли это профессиональная победа или помощь свыше, Раиса Александровна не берется. В любом случае – это еще одна общая победа.
Галерея
Весна в городе!
Мой Губкин. Фотолетопись нашего города.