Правила подачи объявлений.

Голосование

Где вы собираетесь провести отпуск?

Считаете ли вы Губкин комфортным для проживания?

Публикации


ЧЕТВЕРГ, 20 августа 2015 г. №133 (9073) | СВОЯ КОЛЕЯ

20.08.2015

«НЕ КАЖДОМУ ВЫПАДАЕТ СЧАСТЬЕ УЧИТЬСЯ У ТАКОГО ПЕДАГОГА!»

«СВОЯ КОЛЕЯ»: творческий конкурс имени первого редактора городской газеты «Новое время» А.С. Москалева

Улыбчивая, приветливая, спокойная, она располагает к себе с первых же минут, и кажется, что знаешь ее давно. Наверное, такой и должна быть учительница начальных классов. Марии Ильиничне Смирновой на днях исполнилось 90 лет. Но в эту цифру не верится. Телевизионным сериалам она предпочитает томик Чехова. У нее безукоризненная речь, замечательная память – сменить домашний халат на строгий костюм – и снова можно к учительскому столу.

Школу Мария Ильинична закончила во время войны. Как и всем ее сверстникам, досталось ей и голода, и холода, и страха, и тяжелого труда. На корове пахала, снопы таскала, железную дорогу строила. Час работы – 10 минут отдыха, лопата да тачка – вся механизация.

– И ведь никто не ныл и на трудности не жаловался. Можно говорить про любовь к Родине, а можно ее просто любить: молча и искренне. Мы просто любили Родину – такое было наше поколение, – рассказывает Мария Ильинична.

С профессией определилась еще в школе: хотела быть либо лесоводом, либо учителем. Но поскольку в Старом Осколе учительский институт был, а лесотехнического не было, проблема выбора решилась сама собой. Неделю жила в Старом Осколе, а на выходные – пешком в Ястребовку, откуда была родом. Даст мать хлеба и молока – и с поклажей обратно в Старый Оскол – за знаниями.

Распределение Мария получила в Смоленскую область. С собой, кроме книг, везла заготовку на сапоги и сак, перешитый из немецкой шинели и выкрашенный ольховой корой. Приехала – а школы-то и нет: сгорела. Заниматься пришлось в помещении … мельницы. Приспособили две комнаты, одна из которых вовсе не отапливалась. Чернильницы прятали в подмышках, чтоб чернила не заледенели… Но все равно то время М.И. Смирнова вспоминает с любовью: это была молодость, первый педагогический опыт, первые успехи. 

– У нас был очень хороший завуч. Многому я у него научилась. Он часто приходил на мои уроки, давал дельные советы. До сих пор помню, как он сказал: «Ты молодец. Очень хорошо говоришь. Но надо учиться тому, чтоб побольше говорили твои ученики». 

Маленькая сельская школа многое дала молодому учителю. Она на всю жизнь усвоила, что ко всем ученикам надо относиться одинаково. Ну и что, что звезд с неба не хватает? Зато наверняка проявит себя в чем-то другом. Дополнительные занятия после уроков – это не наказание, а помощь. В родителях надо искать союзников. Много всякой педагогической премудрости приобрела Мария. И в Губкин приехала уже опытным педагогом. Работала в нескольких школах, но больше всего – в школе №4.

– В нашей школе был очень сильный педагогический коллектив, – вспоминает Маргарита Домненко – в прошлом ученица Марии Ильиничны, а затем ее коллега. – А.С. Махота, Ф.А. Литовченко, Л.П. Крылова, Т.И. Чекрыгина, Л.М. Прасолова, А.И. Киселева… Это были настоящие УЧИТЕЛЯ. А к своей Марьилиничне мы были очень привязаны. Она же с нами и на уроках, и на переменах, и на всяких сборах, линейках… Макулатуру вместе собирали, металлолом. В пионеры нас принимали в красном уголке наших шефов – предприятия Северных электросетей. Гордость испытывали неописуемую! Мария Ильинична умела нас увлечь, развивала любознательность. Помню, когда луноход высадился на Луне, мы, не сговариваясь, повырезали из газет статьи и фотографии и дружно притащили в школу. Мы очень любили и школу, и учительницу. Даже именем ее гордились: ещё бы – Мария Ильинична, как сестра Ленина! Дожидались ее прихода в школу, бежали навстречу, чтоб помочь донести сумку с тетрадями.

Игорь Марковчин: 

С именем моей первой учительницы у меня ассоциируются такие понятия, как доброта, честность, порядочность, справедливость. Мы её любили, уважали, и эти чувства сохранились до сих пор.

Елена Гридасова (Горбунова):

Когда я вспоминаю о школе, то перед глазами возникает образ очень милой, спокойной, добрейшей души женщины – моей первой учительницы Марии Ильиничны. В ней столько душевного тепла, что его хватало на всех. У неё не было любимчиков, она любила всех одинаково, и мы это чувствовали и знали.

Ирина Русанова:

Мария Ильинична – эталон тактичности. Она проявляла такт по отношению к 7-8-летним детям! Никого никогда не обидела, голос не повысила. Это эталон терпения: она объясняла урок до тех пор, пока всем всё становилось понятным. И никакого раздражения! Мы её, конечно, тоже по-своему, по-детски, ценили: боялись помарку в тетради допустить, чтоб Марию Ильиничну не огорчить.

Валентина Шестакова (Зорина): 

Когда я поступала в первый класс, то уже знала, что учительница у меня будет очень хорошая – добрая, умная, справедливая, красивая. Информация была получена из надежного источника – у Марии Ильиничны учился мой брат. Но действительность даже превзошла ожидания:  Мария Ильинична не делила детей на хороших и не очень, она любила нас всех, никогда никого не унизила и не обидела. Она очень походила на учительницу из фильма «Первоклассница»: такая же спокойная и терпеливая, с безукоризненно грамотной речью, в аккуратном костюме, гладко причёсанная. В общем, не всем так везет на первых учителей, как повезло нам.

Маргарита Домненко (Стриженко): 

Для многих из нас Мария Ильинична  стала тем важным человеком, который повлиял на нашу судьбу и жизнь. В ней столько выдержки и терпения, человеческой мудрости, добра и света!  Она была главным человеком нашего детства после родителей, хотелось быть похожей на нее. Я потому и выбрала профессию учителя начальных классов. И в работе многое переняла у Марии Ильиничны. 

Был у меня один парнишка, который категорически не хотел ходить в школу, вспоминает  М.И. Смирнова. – Как только надо собираться, он – шасть под кровать и ни в какую не соглашается вылезать. Мама его пришла ко мне: «Поговорите с сыном. Вас он послушает, а то приходится за ногу из-под кровати вытаскивать». Поговорила я с мальчиком, занятие ему интересное придумала – всё и наладилось. 

Считаю неправильным, когда от ребенка, поступающего в школу, требуют, чтоб он умел читать и писать. Уверяю, это не является залогом дальнейшей успешной учёбы. У меня был пример, когда мальчик, не умевший ни читать, ни писать, успешно всему обучился, а подготовленный ребенок довольно быстро начал отставать. Дать ребенку знания – задача учителя, а не родителей.

Никогда не делила детей в зависимости от положения, занимаемого их родителями. Они все были мне одинаково дороги, за каждого болела душа. Я и сейчас очень многих помню, интересуюсь, как у них дела. И они ко мне забегают.

Слушая Марию Ильиничну, я думала: а ведь правы ее ученики: не всем так везет с первым учителем. Которого любят в школьные годы. Которого помнят всю жизнь. Которому посвящают стихи.

Мы благодарны Вам, учитель первый наш,

Ведь Вы во всем пример нам подавали,

В руках держать учили карандаш,

Об истинах простых не забывали: 

Чтобы умели дружбой дорожить,

Чтоб понапрасну ничего не обещали,

Чтоб честными всегда старались быть

И за свои поступки отвечали.

Ведь этому всему Вы нас учили,

Предупреждая об ошибках дальновидно.

Во всем для нас Вы эталоном были…

Надеемся, что Вам за нас не стыдно.


Н. ДОБРОДЕЕВА

Фото из семейного архива

 

Голосов:
3

Комментариев: 0

Поделиться