Правила подачи объявлений.

Голосование

Где вы собираетесь провести отпуск?

Считаете ли вы Губкин комфортным для проживания?

Публикации


ЧЕТВЕРГ, 18 августа 2016 г. № 132 (9280) | Благовест

18.08.2016 Р. КУЗНЕЦОВА

Протоиерей Евгений САПСАЙ: «Источник Божественного света каждый из нас может найти внутри себя...»

19 августа – Преображение Господне

Завтра Русская православная церковь празднует Преображение Господне. В честь этого события в нашем городе освящен Спасо-Преображенский кафедральный собор. Сегодня его настоятель, благочинный 1-го Губкинского округа протоиерей Евгений Сапсай – гость «Нового времени». С ним беседует наш корреспондент Р. Кузнецова.

– Отец Евгений, давайте напомним нашим читателям о евангельском сюжете Преображения Господня.

– Произошло это чудесное событие за сорок дней до распятия Спасителя. Мы знаем, что Господь в своей жизни на земле часто любил восходить на какую-либо гору, уединяться, чтобы молиться. И однажды он поднялся помолиться на гору Фавор, взяв своих учеников Петра, Иакова и Иоанна, и сделал их свидетелями Своего Преображения. Когда Господь молился, ученики вдруг увидели яркий свет, в котором находился Христос. Лицо Его стало сияющим, как солнце, а одежды сделались белыми и блистающими. Два ветхозаветных пророка Моисей и Илия, которые давно уже отошли ко Господу, беседовали с Ним. Петр обращается к Иисусу: «Господи, как же хорошо нам здесь быть; давай сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии».

После этого явилось облако, осенившее всех. И был из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте».

И все исчезает. Произошло это перед последним и самым страшным периодом земной жизни Спасителя, когда Ему предстояло пережить оклеветание, поругание, биение, крестную муку и саму смерть. Память о явлении Божественной славы Спасителя должна была укрепить апостолов в вере, вдохновить их в самый трудный момент поругания и смерти их Божественного Учителя. Мы знаем дальнейшие события, когда многих обуяли сомнение и страх. И это явление Преобразившегося Христа потом сыграло свою роль как подтверждение Божественности Спасителя.

– Христос преобразился на горе, это видели апостолы, но ведь некоторые могут спросить, какое отношение то далекое событие имеет к нам?

– Это событие легло в основу учения святителя Григория Паламы, который подвизался на горе Афон. Он доказал, что это был свет нетварный, то есть неестественный, но достичь такого же преображения может и человек. 

– Какими средствами? 

– Постом и молитвой, Причащением Святых Христовых Таин, исполнением заповедей, данных Спасителем. 

Благодать – это реально. Не только Христос преобразился внешне, мы знаем, что и многие святые отцы сподобились в своей жизни вкусить благодати Фаворского света. Вспомним преподобного Серафима Саровского, лицо которого сияло ярче солнца, ученики видели Сергия Радонежского преображенным во время молитвы, у Симеона Столпника тоже проявлялся неземной вид, как сказано, был вид как ангела. Так можно говорить и о нашем святителе Иоасафе, и о каждом святом. Свою святость они стяжали еще при жизни. 

Святые отцы учат, что источник Божественного света каждый из нас может найти только внутри себя. Ведь Господь говорит, что «Царствие Божие внутри вас есть». Уже здесь, на земле, можно почувствовать преображение и причастность к Свету Божественному.  

Иногда беседуешь с человеком и хочется говорить с ним еще и еще. Видно, человек хороший, добрый. А другой красиво одет, а от него веет холодком. Нет того тепла, света, который видишь в другом человеке. Такие, может быть, небольшие моменты указывают на то, что можно прикоснуться к Преображению, которое совершилось на горе Фавор, уже здесь, на земле, каждому человеку.     

– И на что стоит обратить первостепенного внимание современному христианину, мечтающему внутренне преобразить себя?

– Святой Антоний Великий говорит, что в человеке три воли: воля Божья, человеческая (своя) и дьявольская. Если человек исполняет дьявольскую волю, то у него все плохо, он всем вредит, в том числе и себе, совершает заведомо плохие поступки. А есть люди, которые исполняют свою волю, причем делают добро. Это  внешне примерные граждане, но они делают добро ради какой-то выгоды, карьеры. И оно – неполноценное, бездушное. А когда человек исполняет волю Божью, то он делает добро ради Духа Святаго, ради Бога. Как раньше на Руси милостыню просили? Дайте ради Христа!

Надо делать добро, совершать поступки ради Христа, понимая смысл своего бытия на земле, понимая, что человек здесь в гостях буквально миг и что за этот миг должен успеть преобразиться, найти Бога и собрать сокровища для своей души, которые бы являлись неким пропуском в Царствие Божие. Надо исполнять заповеди Божьи. Не формально, не поверхностно, не ради того, чтобы похвалиться, а чтобы исполнить волю Божью. Исполняя заповеди, человек приносит добро и себе, и ближним, и, прежде всего, угождает Богу.

А еще надо обратить внимание на молитвенное делание. Недаром святитель Григорий Палама учил, что непрестанная Иисусова молитва – это дело всякого христианина, не только монаха, и призывал всех к внутреннему молитвенному деланию. 

– Праздник Преображения еще называют Яблочным Спасом. И многие не едят яблок нового урожая до Преображения, считая, что умершим родным не достанется яблок на том свете. Имеет ли эта традиция под собой почву? 

– Традиция освящать плоды нового урожая идет из Ветхого Завета. Когда собирали урожай, в знак благодарности приносили жертву Богу. И это перешло в новое, христианское, время. В Византии, Греции к этому времени всегда созревал виноград. Раз собрали урожай, то нужно его освящать и благодарить Бога за то, что даровал собрать урожай винограда и других плодов. И, конечно, эта традиция перешла в нашу русскую церковь. Но винограда тогда почти не было, зато на большей части Руси к этому времени созревали яблоки, которые и приносят в этот день в церковь для освящения. Поэтому еще одно название праздника – Яблочный Спас. Мы освящаем яблоки вместе с другими плодами, чтобы поблагодарить Бога за новый урожай, причем не только фруктов, а вообще за весь урожай. Наш народ не позволял себе есть фрукты, особенно яблоки, до того дня, пока они еще не освящены церковью. Это не канон, не догма. Просто традиция. Но почему такие традиции, на мой взгляд, желательно исполнять? Потому что они несут некое воспитание, стержень веры, соединяют наше поколение с прошедшими, воспитывают уважение к нашим предкам. 

– Преображение Господне – престольный праздник для многих губкинцев. Посоветуйте, как его правильно провести?

– Для губкинцев этот праздник – особо значимый, прежде всего тем, что построен великолепнейший храм в честь Преображения Господня. Причем он был построен в те 90-е годы, когда все было сложно, когда всей стране надо было преображаться. Мы все были на распутье и нуждались в преображении. Господь как-то вразумил тех, кто решал вопрос, в честь кого освящать храм. Когда не было храма, и город был не очень-то преображенным. Да, в нем жили прекрасные люди, труженики. Но нужна была душа. И храм стал точкой преображения не только душ людей, но и внешне сам город преобразился и продолжает преображаться. Надо об этом помнить и провести праздник, прежде всего, с доброй памятью и благодарностью Богу и всем, кто здесь, в Губкине, созидает, кто построил и украшал собор. 

Что касается конкретно каждого, то, конечно, нужно больше проявить любви к ближнему. Зажечь свет в своей душе, и чтобы этот свет заметили другие. Преподобный Серафим Саровский сказал замечательные слова: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Хочется, чтобы каждый человек в этот праздник смог больше приобрести внутреннего света и им поделиться с окружающими. Ведь что такое свет Божественный? Это любовь. Поэтому нужно от чего-то воздержаться, что не очень полезно для нас, поддержать тех, кто нуждается в нашей помощи. И, конечно, прийти в свой главный храм, совершить общую благодарственную молитву, освятить плоды и поделиться освященными плодами с теми, кто не сможет прийти в этот день в храм. И в каждом яблочке будет солнышко Преображения, которое принесет радость тому, кто с любовью будет его принимать.

 

Голосов:
0

Комментариев: 0

Поделиться