Правила подачи объявлений.

Голосование

Как вы относитесь к бездомным животным?

Как вы проводите выходные дни?

Публикации


08.04.2017

Урожай без сюрпризов – от поля до стола

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: продовольственная безопасность

Проблема питания актуальна для каждого человека. Продукты с ГМО и нитратами, продукты, зараженные радиацией и тяжелыми металлами, а также с остаточным содержанием антибиотиков и др. Это сегодня обоснованно тревожит общество, ведь современный рынок, для которого главные задачи – удовлетворить спрос и возместить собственные затраты, – далеко не всегда может обеспечить нам продовольственную безопасность. Тем не менее, именно она является и одной из важнейших гарантий права человека на жизнь.

Основу продовольственной безопасности для любой страны составляет зерно. Но в последние десятилетия на первый план, наряду с ведущими злаковыми культурами – пшеницей, ячменем, кукурузой, выходит соя, без которой сегодня не обходится ни мясоперерабатывающая промышленность, ни кондитерское производство, ни животноводство. И в связи с этим для успешной работы агропромышленных комплексов первостепенной задачей является эффективная работа по укреплению селекционного семенного фонда. 

Как сегодня обстоят дела у местных аграриев? Есть ли у них специфические проблемы с урожайностью и качеством зерна? Какие перспективы открывает для них  строящийся компанией ЭФКО в г. Алексеевке крупный селекционный центр, которому в январе 2017 года было посвящено целевое заседание правительства Белгородской области? Об этом и многом другом состоялся  разговор корреспондента «НВ» Ольги Авдеевой и ведущих специалистов двух крупных агропредприятий Губкинского городского округа – Л.Н. Романцова и И.В. Траутваха.


Соя мясо не испортит

Для главного агронома ЗАО «Скороднянское» Л.Н. Романцова нынешний год в профессиональном плане – юбилейный. 20 лет назад, окончив Белгородский сельхозинститут, он, можно сказать, попал на передовую сельского хозяйства. Вот как говорит об этом периоде сам Леонид Николаевич, сравнивая его с нынешними достижениями своего хозяйства:

– В условиях затянувшегося экономического кризиса 90-х годов урожайность по зерновым в 30 центнеров с гектара  расценивалась как большой успех.  А сейчас мы собираем не ниже  50  центнеров с га. Причем хороший урожай имеем не только по зерновым. У нас появилась новая культура – соя, которой ежегодно в хозяйстве засевается почти 900 га.

– Ваше хозяйство многопрофильное: наряду с растениеводством развиваются свиноводство, молочное животноводство, а значит, собственная кормовая база тоже имеется. Какая же доля сельхозпродукции поступает на рынок, и в чем она представлена?

– Если говорить о зерне, то в основном все оно идет на создание собственной кормовой базы. Мы продаем лишь небольшие излишки, например, по озимой пшенице, перерабатывающим предприятиям – «Мираторг», «Приосколье». А вот весь выращенный подсолнечник идет на продажу. Продукция животноводства тоже направляется в реализацию. Молоко от восьми наших ферм, а это около 12000 тонн в год, охотно покупает «Авида», а также Алексеевский и Воронежский молочные заводы. Нашу свинину закупает мясокомбинат,  ее также можно купить на рынках в Старом Осколе, Губкине, Курске. Раньше мы работали даже с Московской областью, но потом  ушли от дальних перевозок из-за всяких эпидемий вирусных заболеваний у животных.

– Коль вы коснулись животноводческой продукции, реализуемой на рынке, то давайте вместе разберемся в следующем: бытует мнение, что в наши дни бесполезно искать на рынке хорошее мясо, потому что выращивается оно на одних и тех же комбикормах с добавками. Ведь не секрет, что если раньше для того, чтобы  получить 1 кг мяса, нужно было 3-4 кг корма, то сегодня это соотношение почти 1:1. За счет чего же, если не за счет биологических добавок?

– Мифов вокруг продуктов питания слишком много. Вы представляете, во что обойдется себестоимость той же свинины, если животных кормить привозными витаминами?  Животному нужны, прежде всего, белки. Они – основа всех концентрированных комбикормов. И тут хорошим подспорьем является соя, которую так же, как и ячмень, фуражную пшеницу, мы используем для создания собственной кормовой базы. В ЗАО «Скороднянское» работает комбикормовый завод, где производится полный технологический процесс экструдирования зерновых и зернобобовых. Дополнительно мы закупаем шрот подсолнечника. Могу утверждать, что в качестве наших кормов сомневаться не стоит.

– Значит, выращенные на полях  вашего хозяйства зерновые в виде муки на прилавки местных магазинов не поступают?

– Важно понять, что в нашей местности вырастить пшеницу продовольственных сортов крайне сложно. В основном это 4-й класс, незначительная часть – 3-й. Эти небольшие партии мы и продаем. Наша пшеница мягких сортов, к тому же относится к разряду слабых. Чтобы получить качественную муку, ее надо смешать с мукой сильных сортов. Такие выращивают на Кубани, в Ставрополье, Ростовской области.

– Получается, что именно поэтому и цена на муку в нашем регионе такая высокая, несмотря на растущие урожаи зерновых?

– Да. Производителям зерна в Краснодарском крае гораздо выгоднее поблизости продать  продукцию. Ведь рядом находится порт. А если она и попадает в Центральное Черноземье, то, учитывая затраты на перевозку, и цена складывается гораздо выше на выпускаемые из нее муку, макаронные изделия, крупы, хлеб. Рынок есть рынок.

– Леонид Николаевич, выскажите свое мнение о сое как высокопитательном растительном продукте. С ней связано тоже много опасений: воспроизводство геномодифицированных сортов в России, с одной стороны, запрещено, а вот закупка продуктов переработки – нет. А ведь соя где только сегодня ни применяется…

– Соя содержит белок, близкий к белку мяса, а также большое количество незаменимых аминокислот, полиненасыщенные жирные кислоты, особенно полезные для организма. Но опять же, давайте развенчаем миф про колбасу из сои. Если бы там было много лишь сои, то это было бы  еще не так страшно. Притом если посмотреть на цену сои, то она далеко не низкая.  Мясная продукция с большим ее содержанием никак не может быть дешевой, а ведь сосиски к нам привозят из Подмосковья иногда по цене чуть выше 100 рублей. И покупаем же.

Что касается геномодифицированных сортов, то, действительно, на поля они не попадают. Но вот при закупках на переработку след селекционной генетики может присутствовать, хотя не всегда об этом указывается информация на той же колбасе или даже детском питании. 

Мы работаем большей частью с российским семенным материалом, который исключает использование ГМО. Причем и по сое, и по озимой пшенице находим хорошие отечественные сорта. Не первый год сотрудничаем с Краснояружской зерновой компанией, которая предлагает стабильно высокого качества семена сои, ячменя. Эти сорта адаптированы к нашим условиям. Покупаем также семена  Белгородской сельхозакадемии. Принцип такой: семена, как и яйца, нельзя хранить в одной корзине. Подстраховать себя семенами от разного производителя – это правильно.

– Какие-то перспективы для собственного хозяйства в связи со строящимся в области селекционным предприятием рассматриваете?

– Это интересно тем, что они планируют закупать импортные высокоурожайные сорта сои, например, за границей. Зарубежными селекционерами в целом ряде культур выведены уникальные сорта. Например, в Швейцарии выведен гибрид подсолнечника, масло которого по содержанию олеиновой кислоты может приравниваться к оливковому.

В январе нынешнего года от ЭФКО мы получили предложение о сотрудничестве. Они предлагают дать нам свои семена, а осенью выращенный урожай гарантируют забрать к себе на переработку. Конечно, животноводы заинтересованы в том, чтобы получать семена сои с более высоким содержанием протеина, и в этом плане канадские сорта имеют очень высокий потенциал. Однако их надо еще адаптировать к нашим условиям, а главное – все будут решать цены, потому что любая перспектива должна рассматриваться с позиции экономической выгоды.

Кроме того, селекционная работа требует высокого профессионализма, содержит много ручного труда, уж не говоря о скрупулезной работе, высочайшей исполнительной дисциплине. Но, с другой стороны, ЭФКО как производство в аграрном секторе Белгородчины возникло еще в 90-х годах, специализировалось на подсолнечнике, выращивало гибриды французской селекции. Так что добиться успеха  по сое ее специалистам тоже вполне возможно.

 

Отделяем зерна от плевел 

Разговор с начальником отдела растениеводства ОАО СП «Губкинагрохолдинг» И.В. Траутвахом мы начали с качества хлеба на прилавках. Как специалисту в области зерна я переадресовала ему наиболее часто встречающуюся жалобу наших читателей на быстро плесневеющий хлеб.

В профессии Игорь Владимирович тоже далеко не новичок. Несколько лет назад работал в «Стойленской  Ниве», которая в том числе имела собственный хлебозавод, а значит, должна была предметно прорабатывать и вопрос качества муки.

– Игорь Владимирович, какой  хлеб вы чаще всего покупаете сами и почему? 

– Обычно покупаю курский хлеб, он мне нравится со студенческих лет, когда я учился в Курском СХИ. Отдаю предпочтение именно ржаному, так как в нем больше полезных для организма компонентов. А муку покупаю «Старооскольскую», которая меня устраивает по цене и качеству.

Что же касается жалоб на низкое качество продуктов питания, то, как говорится, нужно уметь отделять зерна от плевел. Я ведь тоже смотрю популярные передачи по ТВ. Часто возмущаюсь всевозможными «теориями заговора». Профессионалы знают, что и в молоке может быть найден антибиотик, и в мясе. Если животное на ферме заболело или в курятнике эпидемия, то ветеринаром назначается лечение. Не всегда лекарство выводится из организма сразу. Но это отдельные случаи, причем речь идет о микродозах, которые человеку не навредят.

Что касается хлеба из муки высшего сорта, о котором в последнее время частенько говорят как о вредном для здоровья, то не всему стоит верить. Процесс отбеливания муки – это не применение хлорки, а обеспечение ГОСТовского показателя по качеству. В ходе техпроцесса убираются отруби, повышается чистота отсева, и мука выходит более мелкого помола. Из нее как раз и выпекают белый хлеб, который пользуется спросом. А кто-то, наоборот, выбирает хлеб с отрубями или цельнозерновой, в котором сохранились все элементы зерна. 

С плесенью на хлебе тоже не все однозначно. Зерно, конечно же, может в процессе выращивания заразиться грибковым заболеванием.  Количество таких заболеваний на растениях в настоящее время возросло в разы. Происходит это наиболее часто из-за изменения технологии возделывания земли. Если раньше после сбора урожая перепахивалось 100% площадей, то теперь явная тенденция к уходу от такой обработки. К тому же в погоне за высокой урожайностью некоторые аграрии  выбирают менее устойчивые к болезням сорта злаковых.

И еще. Плесень в хлеб может попасть не только из муки. Если хлеб вторично переработать, а в интересах рентабельности пекари делают это, то высокого качества хлеб не получится. К тому же практически весь он, чтобы не черствел, теперь упаковывается в пленку или пакеты, а там сохраняется влажность и плесень появляется в первую очередь. 

Но важно понимать, что из нашей муки в магазинах хлеб не продают. Муку пекари покупают чаще всего привозную. Наше же зерно идет на создание собственной кормовой базы.

– С какими семенами работаете вы: импортными или российскими? И есть ли  проблемы с их качеством?

– В хозяйстве 100% посевов пшеницы производится отечественными сортами. По другим культурам  несколько иначе: кукуруза на зерно вся импортная, подсолнечник тоже, соя – отечественная на 60%.

– Кстати, о подсолнечнике. Импортный – это не тот, что с маленькими шляпками, который можно убирать до глубоких заморозков?

– Да. Мы ушли от тех сортов, что были раньше. Нынешние имеют шляпку 15-20 см, но зато семечки расположены равномерно, полные. Семенной материал поставляют в Россию Франция, Германия, Америка. Из этого вытекает, что собственное семеноводство развивать надо. И ЭФКО может в этом добиться успеха, так как опыт  по подсолнечнику у них есть.

– А по сое на ЭФКО рассчитываете? Ведь губернатор ставит задачу интенсивнее приращивать производство сои в области. На январском заседании правительства Е.С. Савченко не только поддержал проект создания селекционно-семеноводческого центра в  Алексеевке, но и поставил перед департаментом сельского хозяйства  цель – к 2020-2021 годам выйти на производство 250 тысяч тонн семян сои.

– Крупные агрохолдинги cейчас занимаются селекционной работой самостоятельно. Мы тоже выращиваем сою, озимую пшеницу, ячмень почти полностью на собственных семенах. Для сортообновления закупаем семена у Белгородской сельхозакадемии, Краснодарского НИИСХА, Краснояружской зерновой компании. Урожаи заметно выросли, как правило, они выше 20 центнеров с гектара, но в дальнейшем повышении, конечно же, хозяйство заинтересовано.

Сотрудничество с ЭФКО интересно еще и в вопросах переработки сои. Сегодня наши зернобобовые идут только в собственное животноводство – свинокомплекс в п. Троицкий и комплекс по откорму КРС в с. Никаноровке. Для поставки в мясоперерабатывающую промышленность соя  должна пройти процесс глубокой переработки. Такую возможность и может дать ЭФКО.

– С вашим коллегой, Л.Н. Романцовым, мы обсуждали ситуацию с ГМО. Выяснилось, что они могут попасть только через закупаемое в переработку зерно и зернобобовые. А как, на ваш взгляд, с наличием в выпускаемой сельскохозяйственной продукции удобрений, фунгицидов? Попадают ли они в мясо, молоко и хлеб?

– Конечно,  заболевания есть и у зерновых. Самое опасное для здоровья человека из грибковых – спорынья, токсины которой могут вызвать отравление. Но в хозяйствах проводится предпосевная обработка зерна, затем обеспечивается грамотный уход за посевами, что включает обработку фунгицидами. Потом при вскармливании животным зерно тоже проверяется, хотя через корма ни корова, ни свинья  грибковым заболеванием заразиться не могут. Тем более, это не опасно для мяса, молока.

В нашем производстве применяются пестициды и удобрения. Без них невозможно вырастить качественный урожай. К тому же существуют регламенты применения, за нарушение которых предприятие может быть оштрафовано. Но поймите, сегодня все это стоит слишком дорого, чтобы разбрасывать по полям лишнее. Так что это – еще один миф, который вводит людей в заблуждение.

 


 

Друзья, понимаю, что этим материалом мы смогли ответить далеко не  на все вопросы, возникающие у вас по поводу продуктовой безопасности, особенно в Год экологии, в который Президентом и  Правительством РФ ставится задача создания благоприятной во всех отношениях среды обитания для человека. Редакция не случайно остановила свой выбор именно на злаковых и зернобобовых. Ведь хлеб, мука и крупы для человека обеспечивают до 40% общей калорийности питания, удовлетворяют почти 50% потребности в белках и до 60% – в углеводах.

Но зерно в плане пищевой безопасности  имеет особый статус еще и потому, что обладает способностью к длительному хранению, высокой транспортабельностью, а значит, имеет стратегическое значение для любой страны. Не секрет, что и в 21 веке кусок хлеба и стакан чистой воды для многих людей в мире остаются недоступными. И не только по причине войн и стихийных бедствий. Количество продовольствия, его цена – мощные рычаги политического управления. Именно поэтому нужно знать об этом как можно больше.

Ольга АВДЕЕВА

Голосов:
0

Комментариев: 0

Поделиться