Осенью 2017 года они взялись за реализацию интереснейшего творческого проекта "Большие чудеса в маленькой стране". Он направлен на социализацию детей-инвалидов посредством арт-терапии. Так что вовлечение в творчество там проходит в форме инклюзивных занятий, когда разные по возможностям здоровья мальчишки и девчонки учатся рисовать, делать аппликации, петь, читать стихи, а заодно дружить.
Мне посчастливилось попасть на представление "В тридевятом царстве", которое прошло в конце февраля. И признаюсь – получила настоящее удовольствие от разыгранной на сцене сказки и общения с её участниками. К тому же заряжаться позитивом я начала еще задолго до того, как попала в зрительный зал.
Небольшой вернисаж в холле тематически был тоже связан со сказочным представлением. Но если на сцене детворе предстояло найти очередной лепесток от цветика-семицветика, вместе преодолев череду сложных испытаний, то каждый цветок на выставке отображал внутренний поиск юных художников. И тут, надо сказать, находок было немало. Рукотворные волшебные цветы явили такое многообразие красок, форм и образов, что задуманное голосование зрителей смайликами-жетонами проходило очень бурно. По несколько таких "знаков внимания" получили рисунки Леры Водяха, Алеши Никулина, Насти Камешковой, а наибольшее число голосов собрали работы Кирилла Адонина и Вики Чупрыновой.
На улице в тот день было холодно, мела метель, но это не помешало собраться в зале почти сотне мальчишек и девчонок в возрасте от шести до одиннадцати лет. Большинство пришли после занятий в соседних средних школах №7 и №15, а многие приехали из разных районов города вместе со взрослыми.
Одиннадцатилетняя Лера Водяха, например, учится в школе №14 и живет в центре, но пропустить очередное интересное представление в "Лебединце" она никак не могла. Приехала вместе с верным другом – бабушкой Катей, которая сопровождает ее повсюду.
– У меня восемь внуков. Часть живет в других городах, но двое – рядом со мной. Сначала одну собираю и веду в сад, потом другую – в школу. Я и работала всю жизнь с детьми и подростками – сначала в профтехучилище, потом в детском социально-реабилитационном центре, – рассказывает Екатерина Захаровна Астахова.
Пока мы с бабушкой разговаривали, юная публика из холла переместилась в зал, и там, на сцене, уже вовсю хозяйничали сказочные персонажи – Аленка и Котофей Иванович. По задумке авторов театрализованного представления, им предстояло добыть сиреневый лепесток сказочного цветика-семицветика. Оказывается, два первых, красный и синий, вместе с ребятишками им уже удалось разыскать на планете у Лунтика и в царстве Снежной Королевы. Лично для меня это означало, что, в отличие от юных зрителей, я пропустила целых два интересных театрализованных представления, состоявшихся ранее! Конечно, жаль, поэтому стараюсь вместе с ребятишками получить как можно больше удовольствия от происходящего.
А в зале с каждой минутой всё интересней и интересней. Персонажи сказки спускаются со сцены к зрителям и вручают им волшебный клубок. Ребятишки передают его из рук в руки и при этом называют известные сказки, в которых Добро побеждает Зло.
Получается веселая интерактивная игра, в результате которой клубок набирается от ребят волшебной силы и устремляется на поиски сиреневого лепестка. Он приводит всех то в терем к Марье-искуснице, то на поляну к Бабе Яге, то на встречу с Кикиморой. И всякий раз приходится всем вместе обыгрывать ситуацию, проявлять смекалку.
К общей радости, путешествие в Тридевятое царство заканчивается победой Добра, и третий лепесток торжественно возвращается цветику-семицветику под горячие аплодисменты детворы.
Но на этом праздник не заканчивается. Организаторы приглашают ребятишек принять участие в мастер-классе по изготовлению аппликаций. И вновь востребованы не только ребячьи навыки, но и фантазия, смекалка, потому что композиции сказочных деревьев с птицами надо "собрать" из заготовок и по схеме, что, на мой взгляд, гораздо сложнее, чем любая работа по собственной задумке.
Впрочем, все юные рукодельники успешно справляются и с этим заданием. Причем с хорошим настроением, что удваивает эффект развивающего занятия.
– Большинство участников нынешнего праздника, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, хорошо знакомы. Вы это сами наверняка заметили по тому, как слаженно они выполняли задания, легко общались между собой. Именно с целью организации инклюзивных занятий и была создана в нашем центре культурного развития школа арт-терапии "Серпантин». В ней работают четыре направления: вокал, хореография, театр и декоративно-прикладное творчество. Такие праздники, как сегодня, дают возможность нашим кружковцам проявить свои таланты, а нам приятно наблюдать динамику их творческого развития, – поделилась руководитель студии «Куделица" Ирина Борисовна Новикова.
А от автора волшебного цветка, набравшего наибольшее число смайликов на выставке, Кирилла Адонина, я узнала, что он как раз один из самых активных кружковцев Ирины Борисовны. Рисованием занимается уже два года, не раз участвовал в выставках. В средней школе № 7, где он учится, на уроках изо учитель часто ставит ему высокие оценки.
– А ведь я раньше совсем не умел рисовать, – признался Кирилл. – Зато теперь рисую и гуашью, и акварелью. Учу этому младшего брата Арсения.
Кто знает, быть может, лет через десять-пятнадцать в Губкине появится еще один талантливый художник – Кирилл Адонин? И уже к нему будут записываться мальчишки и девчонки, чтобы через арт-терапию развивать свои речевые навыки, учиться дружбе и чувству благодарности к своему педагогу-наставнику? Все может быть.
Ольга АВДЕЕВА
Оставить сообщение: