09.04.2017 06:34:44
08.04.2017 17:54:17
Благодарим за публикацию книги Е.В.Прасолова. Моя мама Емельянова О.Ф.-родилась в ...
04.04.2017 13:15:49
18.03.2017 21:49:58
Очень приятно видеть на страницах газеты таких губкинцев, как Надежда! Труд их ...
12.03.2017 19:12:23
Как много теплых и хороших слов прочитала про своего одноклассника Ленечку , ...
СУББОТА, 16 февраля 2013 г. №27-28 (8540-8541) | Из дальних странствий
16.02.2013 О. Бондарева
Иногда слышу: «Я Москву терпеть не могу!». Спрашиваю в этом случае, что человек в столице видел, где побывал. Оказывается, его маршрут ограничивался Курским вокзалом, аэропортом, каким-нибудь рынком, а в лучшем случае упоминаются Красная площадь, ВДНХ и Арбат. Меня это очень огорчает, и я взахлеб начинаю убеждать собеседника, что Москва не просто красивый – это великолепный город, город-музей, город-сокровищница... Пусть простят меня читатели за высокопарность, но я Москву обожаю и могу говорить о ней только в восторженных выражениях. Бывая в ней даже проездом, я обязательно стараюсь посетить один из ее исторических уголков. И каждый раз не перестаю удивляться, как красиво город вписан в окружающий пейзаж, насколько талантливы были творившие его мастера.
Уже много лет я храню впечатления от бывшей царской резиденции, а ныне историко-архитектурного музея-заповедника Коломенское, раскинувшегося на крутых берегах Москвы-реки.
Не буду утомлять перечислением расположенных здесь памятников зодчества, рассказывать о том, насколько продуман ландшафтный дизайн, как идет реконструкция зданий и парков. Поделюсь одной лишь мыслью, которая родилась у меня на смотровой площадке Коломенского: чтобы наши дети лучше понимали величие России, им обязательно нужно побывать в этом месте – такие простор, красота здесь открываются на город, на Москву-реку, что дух захватывает. А ведь есть еще красивейшие музеи-усадьбы Архангельское, Царицыно, другие места, которые я надеюсь со временем посетить.
Чтобы прочувствовать Москву буржуазную, вальяжную, консервативную, с удовольствием несколько раз пешком гуляла от метро «Парк культуры» по Остоженке к храму Христа Спасителя, заглядывала по пути на Пречистенскую набережную, в церковь Илии Обыденского, уютные московские дворики.
Только в прошлом году я, наконец, впервые в жизни побывала в Третьяковской галерее, чтобы хотя бы бегло увидеть залы с работами К. Коровина, В. Серова и И. Репина. Поэтому с белой завистью смотрела на московских школьников, которых привели в музей на обычный урок. Какое же счастье, когда дети могут услышать рассказ о творчестве Врубеля, глядя на полотно «Демон»...
Самые свежие впечатления – от посещения Новодевичьего монастыря. Он сам и одноименное кладбище, конечно, у всех на слуху. А вот то, что его ансамбль относится к памятникам культуры, охраняемым ЮНЕСКО, знают немногие. Конечно же, приехала туда при первой возможности...
От метро «Спортивная» к монастырю идти буквально десять минут. Еще издали видны белоснежные стены и золотые купола храмов. Первое впечатление от архитектуры – массивные каменные кружева, тяжеловесные и ажурные одновременно.
Вход на территорию монастыря свободный. Не спеша осмотрела на его территории достопримечательности. В центре ансамбля расположен строгий, напоминающий новгородские белокаменные церкви храм Смоленской иконы Божией Матери. Зимой он закрыт, и полюбоваться им можно было лишь снаружи.
Рядом с храмом около сотни могил – все, что осталось от старого монастырского некрополя, известного с XVI века и разрушенного в 30-е годы века ушедшего. Тогда монастырь был закрыт и превращен в «Музей раскрепощения женщин», а некрополь было задумано превратить в сквер. Более 1900 надгробий выдающихся деятелей России были закатаны в асфальт.
Читаю громкие имена, высеченные на сохранившихся гранитных плитах: декабрист М.И. Муравьев-Апостол, историк С.М. Соловьев, герой войны 1812 года Д.В. Давыдов и его родные, писатели Писемский, Лажечников, знатные семьи Волконских, Одоевских...
На могильной плите первой игуменьи монастыря Елены Девочкиной, умершей в 1548 году, лежат свежие цветы. Есть мнение, что в ее честь монастырь получил свое название. Но более распространенная версия такая: монастырь стоит на бывшем Девичьем поле, откуда, по преданию, во времена татаро-монгольского ига уводили в неволю красивых русских девушек. Основана обитель в 1523 году московским князем Василем III в честь отвоевания у литовцев города Смоленска. Победа русских воинов связана с чудотворной Смоленской иконой Божией Матери или «Одигитрией» (что в переводе с греческого означает «Путеводительница»), которая была отправлена в Смоленск для поддержания русского воинства, а позже возвращена в Москву. Одна из копий иконы ныне хранится в Успенской церкви монастыря. Поэтому полное название монастыря было таким: «Пречистыя Одигитрии Новый девичий монастырь». Забегая вперед, добавлю, что чудотворную Смоленскую икону с молебном носили по войсковым частям и перед Бородинской битвой.
Еще один исторический факт: монастырь с начала основания был местом заточения (а поскольку из этих стен в мирскую жизнь уже не возвращались, то и местом захоронения) знатных дворянок и царевен, поэтому считался самым богатым и привилегированным в России.
После прихода к власти Петра I сюда была сослана его сводная сестра – царевна Софья Алексеевна, которая не желала уступать брату трон.
После смерти Петра из Суздаля в монастырь перевели его первую жену Евдокию Лопухину. Здесь же приняла постриг супруга последнего царя из рода Рюриковичей Федора Иоанновича, сестра Бориса Годунова Ирина Федоровна.
Именно из-за того, что в монастыре обитали потенциальные претендентки на престол, монастырь не раз оказывался в центре политических заговоров, интриг и, как следствие, жестоких репрессий. За время существования обители она несколько раз разрушалась и восстанавливалась.
Сохранилась легенда о том, что в 1812 году Наполеон, потрясенный красотой Москвы, заявил, что не покинет города, пока не уничтожит его святыни, а особенно хотел увидеть, как горит Новодевичий монастырь. Он стоял на Воробьевых горах, ожидая, когда на другом берегу Москва-реки появится пламя. В это время монашки выбрасывали из пороховых бочек горящие факелы, оставленные французскими солдатами. По легенде, в этот момент один из знатных москвичей поджег свой дом, находившийся рядом с монастырем, чтобы отвлечь внимание французов. Увидев зарево, Наполеон решил, что его план удался, и покинул Москву.
Большое впечатление произвела на меня действующая Успенская церковь на территории монастыря. В ней идет служба, вход свободный. Геометрия храма не совсем привычная глазу – вытянутые прямоугольные залы, низкий потолок, никаких портиков, колонн. Особо хочу отметить доброжелательность служителей церкви, которые терпеливо напутствуют прихожан, и, простите за прозу жизни, совершенно символические цены на товары в иконной лавке.
Вторую часть своей экскурсии я посвятила осмотру нового Новодевичьего кладбища, официально открытого в 1904 году.
Оно отгорожено от территории монастыря каменной стеной, и ведут в него отдельные ворота со стороны Лужнецкого проезда.
Кладбище условно поделено на секторы, в которых захоронены военачальники, политические деятели, люди искусства. Недалеко от входа, прямо по центральной аллее, установлена огромная сине-бело-красная волнообразная плита, напоминающая изгибы флага на ветру, – этот монумент выполнен скульптором Г.В. Франгуляном на могиле Б.Н. Ельцина.
Очень красивый, «живой», памятник (автор А. Рукавишников) установлен на могиле Ю.В. Никулина: он в сценическом костюме, словно присел передохнуть после выступления, а у ног артиста расположился верный пес – ризеншнауцер Федор. Кто-то вложил в ладонь любимого клоуна букетик тюльпанов...
Вообще на Новодевичьем кладбище много работ выдающихся художников и скульпторов: Н.А. Андреева, М.К. Аникушина, Е.В. Вучетича, С.Т. Конёнкова, В.И. Мухиной, Э.И. Неизвестного и других авторов. Недаром, по оценке ЮНЕСКО, Новодевичье кладбище входит в состав 100 интереснейших некрополей мира.
О превратностях жизни и смерти задумалась у могил любимых всеми балерины Е.С. Максимовой, певицы Л.Г. Зыкиной, писателя С.В. Михалкова, отмеченных сиротливыми деревянными крестами...
Людей в это морозное утро было на кладбище немного. У могилы А.П. Чехова с интересом внимала экскурсоводу группа китайских туристов. В паре метров расположена могила Н.В. Гоголя. Его прах был перенесен с кладбища Данилова монастыря, а в 1952 году был установлен новый памятник с бюстом работы скульптора Н.В. Томского, на постаменте которого начертано: «Н.В. Гоголю от Правительства Советского Союза».
В этом же квадрате захоронения М.А. Булгакова и его супруги Елены Сергеевны, актрисы М.Н. Ермоловой, поэта В.В. Маяковского, режиссера К.С. Станиславского. Поблизости – колумбарий для урн с прахом усопших, который ныне насчитывает около семи тысяч урн.
Конечно, кладбище огромное, обойти за один день его невозможно. Поклонившись могилам любимых писателей, я покинула его с чувством умиротворения и радости, как бывает от встречи с близкими людьми.
Когда стены древнего монастыря остались далеко позади, я еще раз оглянулась, чтобы получше запомнить его облик, и про себя попрощалась с этим особым местом Москвы в надежде, что когда-нибудь увижу его снова.
фото: fotomoskva.msk.ru, moscow.kidsters.ru, znichk-a.livejournal.com, fotki.yandex.ru
Галерея
Весна в городе!
Мой Губкин. Фотолетопись нашего города.