Рекламный баннер 900x60px top

Погода world-weather.ru
https://world-weather.ru/pogoda/russia/irkutsk/

Валюта Дата знач. изм.
USD 07.05 74.58 -0.2847
EUR 07.05 89.68 -0.0954
Архив номеров

Она выросла на двух религиях и одной Великой Победе

2015-04-23

Они встретили меня обе – хозяйка и ее  любимица, персидская кошка. Правда, Таисия Амировна,  не скрывая радости, тут же принялась гостеприимно усаживать меня поудобней, а Алиса еще минут десять сверлила издали взглядом. Но потом все же подошла и благосклонно потерлась курносой мордочкой о колено.

Таисия Амировна слово «дорогая» произносит по-восточному часто и нараспев. И сама над собой при этом  подшучивает:

Что я… Вот у меня свекровь – хохлушка. Бывало, приедет к нам в гости из Чернянского района и зовет меня: «Тася, доню, иды до мэне, побалакаем». А я первое время стою и думаю: о чем это она? Потом привыкла, стала понимать.

По документам она Тазкия. Назвали так, потому что родилась в Татьянин день, 25 января 1926 года. Произошло это в далеком татарском селе Секия. Одна ее бабушка была татарка, другая – русская, обе – глубоко верующие. Поэтому маленькую внучку каждая тайком друг от друга окрестила в свою веру. Так и росла бы она в добре и заботе, в счастливой многодетной семье, не помешай этому война.

Ее отец, Амидзян Султанович Султанов, вскоре добровольцем ушел на фронт. В то время ему было уже 42 года, а в семье – шестеро детей...

Редкие письма отца мама читала детям вслух. Он писал, что воюет пулеметчиком. А в 1942 году пришло письмо от командира части, в котором он писал, что отец погиб под Сталинградом и посмертно представлен к награде.

– Наша мама потом много раз писала, в том числе и тому командиру, чтобы узнать что-то еще об отце. Нам ответили, что и его командир погиб в боях за Сталинград. Уже после войны мы узнали, что имя отца высечено на стеле у подножия монумента на Мамаевом кургане, – рассказывает Таисия Амировна и показывает единственное оставшееся письмо отца.

Прочитать его она не смогла, как ни старалась. Написано письмо на арабице, которая до конца 20-х годов использовалась у татар, поэтому ее хорошо знали родители. Пожелтевший фронтовой треугольник, словно искусным узором, покрыт замысловатой вязью букв. По-русски написан только адрес: полевая почта 1826, 414 стрелковый полк, 1 батальон.

– Война отняла не только отца, она отняла у меня счастливую юность. Ведь вся жизнь деревни военных лет была подчинена помощи фронту. Мужчины воевали, а женщины, дети и подростки трудились не покладая рук в поле и на фермах, вели домашнее хозяйство. Выращивали все: зерновые, картофель, чечевицу, горох, овес, убирали урожай на лошадях и вручную. Все это потом отправлялось для фронта, для победы. А еще для фронта вязали рукавицы и носки. Каждой семье нужно было связать за сезон по 10 пар того и другого. Самим приходилось и корма заготавливать. Сколько соломы  одной надо было нарезать телятам и коровам! Вот однажды я и попала рукой в соломорезку, – говорит Таисия Амировна, показывая изувеченные механизмом пальцы.

В августе 1948 года по комсомольской путевке Тася Султанова вместе с подружкой  уехала на Урал. Там, в Пермском крае, она впервые увидела пленных немцев. Сначала с ненавистью видела в них врагов, от рук которых погиб отец. А потом даже жалостью прониклась, наблюдая, как дважды в день их огромный унылый строй по пыльной дороге гонит вооруженный конвой в шахту и обратно в бараки. Она видела, как рабочие подкармливали пленных.

На Урале Тася познакомилась с Александром, который тоже работал на угольной шахте, они  поженились. На родину мужа, в Чернянский район, Шевцовы переехали уже с двумя детьми – трехлетним сыном и годовалой дочкой. Но в деревне жить не остались, а перебрались на стройку в Губкин. Муж Таисии Амировны устроился шофером, сама она долгие годы трудилась в ОРСе комбината «КМАруда». Ее добросовестный труд был отмечен званиями «Отличник советской торговли», «Ветеран труда», многочисленными почетными грамотами и благодарностями. А были и такие благодарности, о которых она рассказывает с редкой непосредственностью:

– Однажды меня вызвал начальник и говорит: тебе поручено ответственное задание. Сегодня получишь товар, загрузишь его в машину, а завтра как можно раньше поедешь на Курскую дугу торговать. И смотри, чтобы не было ни одного замечания от покупателей.  Было это в 1980 году, когда праздновалось 35-летие Победы. Доехали до мемориала в Яковлевском районе, поставили палатку, выложили с водителем товар, стоим и ждем. Я очень волнуюсь: товара у меня под отчетом на великую сумму: деликатесы всякие, коньяки и вина марочные, конфеты дорогие, а покупателей – никого! Вокруг только милиция. Спрашиваю: а кому же я буду продавать свой товар? Милиционер показал пальцем на небо и отошел от меня. Думаю: издевается что ли? Прошло минут двадцать, в небе загудело – приближались вертолеты. Прилетело их  штук шесть-восемь, вышли военные, в большинстве своем – генералы.  Долго ходили, разговаривали, рассматривали окрестности, фотографировались, а потом к моей палатке подошли. Расспросили меня: кто я и откуда родом, узнали, что отец мой погиб под Сталинградом. Добрые слова сказали о татарах, которые воевали под их командованием. Купили почти весь мой товар, еще и поблагодарили. На прощанье один генерал меня дочкой даже назвал.

Свой семейный альбом она показывала, не скрывая грусти. Фотографий отца и мамы нет, потому что в глухой татарской деревне не было фотографа. А всех родных и близких, чьи фотографии хранит, она похоронила. Мужа не стало 30 лет назад. Сын Валерий, инженер-физик, как ученый подавал большие надежды: защитил в Москве кандидатскую диссертацию, подготовил  докторскую, но потом заболел и умер. Дочь Лена работала инженером на Лебединском ГОКе, шесть лет назад умерла от тяжелой формы диабета. Осталась одна внучка Татьяна, которая живет в Москве.

Вот и получается, что ближайшая родная душа у Таисии Амировны – белоснежная  Алиса.

– Поминаю своих родных обязательно. Хожу в церковь на праздники. А бывает, ловлю себя на том, что молитву мысленно читаю по-татарски… Как было в детстве: на Пасху едем к одной бабушке, на Ураза Байрам – к другой, в ее деревню. Бог, дочка, един. Там, на небе, вся моя семья, – рассуждает она.

В последнее время  в доме появилась помощница – социальный работник Алена. Она приходит к Таисии Амировне трижды в неделю. Покупает для нее продукты в магазине, убирается в квартире, а также обеспечивает кормом Алису и еще четырех дворовых кошек, которых подкармливает хозяйка.

– Скоро праздник Великой Победы. Буду встречать его со всеми вместе. Но мне очень хочется найти человека, который поможет прочитать письмо моего отца. Я знаю, что несколько лет назад в Губкинский район переехали турки-месхетинцы. Дочка, быть может, кто-то из них  знает арабицу? Помоги разыскать, – попросила она на прощанье.

 

Р.S. С этой просьбой, друзья, редакция обращается ко всем своим читателям. Если вы сами знаете арабский, персидский или какой-либо из тюркских языков, а также поможете отыскать такого человека, позвоните нам по телефону: 2-22-41. Пусть это будет частицей нашей общей благодарности тем 180 тысячам татар, которые погибли на фронтах Великой Отечественной войны.

507

Оставить сообщение:

Полезные ресурсы
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 900x60px bottom