Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 26.10 70.13 -0.7278
EUR 26.10 81.74 -0.7561
Архив номеров

Андрей Кураев: "Быть христианином – значит смотреть на Христа глазами апостолов"

2012-12-15

Не требуйте чудес – Христос не Кашпировский

    Отец Андрей почти сразу же и ответил на главный вопрос лекции, обозначив его так: быть христианином – значит смотреть на Христа глазами апостолов. Вообще на Него можно смотреть по-разному: холодными равнодушными глазами Понтия Пилата, корыстными – Иуды, изучающим взглядом фарисеев, еще есть взгляд толпы, требующей чудес (эти люди приходят в храм только для того, чтобы решить свою житейскую проблему: свечку поставить перед операцией, перед экзаменом, для них Христос, по мнению лектора, – это Кашпировский первого столетия). Взгляд же апостолов – это, безусловно, взгляд любящих людей. Апостолы любили Христа, и потому их любящее свидетельство для нас так важно. И если мы хотим узнать, какой именно была и есть эта любовь, то должны обратиться к самому главному источнику – Евангелию, которое является единственным и достоверным письменным источником, в котором сами апостолы запечатлели свое видение Христа. 

   Вопросу о достоверности и стабильности на протяжении веков самого текста Евангелия Кураев посвятил вторую часть своего выступления, украсив изложение множеством особенностей Евангельского повествования. Свои размышления он заключил тезисом о задаче христианина: «то, что произошло со Христом, должно произойти и со мной». А Христос не остался в могиле. Стать Христом означает стать (через жизнь в полноте Таинств литургической жизни Церкви, через безусловное признание полного права Христа жить в тебе) действительно частицей Тела Христа, чтобы Его кровь текла в жилах человека с пасхальной перспективой. И хотя нам невозможно до конца понять сам механизм этого процесса, мы призваны вдуматься и прибегнуть к нему с любовью. Ведь если Христос нам что-то дает, то это необходимо для нашего спасения, даже если это непонятно, неприятно нам.

Примите дары Его с благодарностью

Далее о. Андрей ответил на многочисленные вопросы собравшихся. 

Спасет ли Христос добрых атеистов, поинтересовался кто-то из зала. «Не знаю, не уполномочен за Бога отвечать, – пошутил протодиакон. – Но уверен, что христианство – путь спасения». Он предложил публике представить пожар на пятом этаже и ответить, кого в первую очередь спасет прибывшая пожарная команда. Из зала прозвучало несколько предположений. Первым спасется тот, кто будет ближе находиться к пожарной лестнице, – разочаровал их протодиакон. И сразу все стало понятно: шансов на спасение больше у того, кто ближе к Христу, Церкви.

   Отвечая на вопрос о таинстве причастия, он еще раз подчеркнул, что быть христианином – значит, принимать и те плоды, которые Христос взрастил в Своей Церкви в течение всей ее земной истории. Свои слова, свое учение Христос лишь однажды вверил людям – и именно апостолам. Больше никому и никогда не являлся Христос для продолжения Нагорной проповеди. Но свою благодать Спаситель дает не только апостолам, но и христианам иных поколений. Не только свои слова, но и свой Дух Спаситель дает нам – потому что нам, людям с заболевшей душой, нужно это лекарство. Своею благодатью Господь лечит наши души. Но у нас еще больно и тело: оно не способно жить с Богом. Оно и на земле-то не может жить более 100–120 лет. А прожить вечность в Царствии Божием тем более неспособно. Как его вылечить? Телесное надо лечить подобающим ему, т.е. телесным. Поэтому Господь и дает нам свое Тело, чтобы исцелить наше тело, чтобы приучить его жить в божественной среде, в божественном наполнении: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя…». Быть христианином – это означает принять в себя все те дары, которые Христос принес нам, еще раз напоминает собравшимся лектор. Правда, при условии, что после причастия и вести себя нужно подобающим образом. И еще: неважно, по какой причине ты не идешь к причастию, не причащаешься – значит, ты не в Церкви. 

У каждого своя дорога к храму

– Иисус сказал: «...Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня». И Писание учит, что Дух приводит нас ко Христу». А я не верю, не хочу идти в церковь, мне плохо там, и Дух Святой ко мне не идет, что делать?! – сокрушался, обращаясь к протодиакону, мужчина средних лет.

– Справедливая постановка вопроса, но ответа нет на него. Многие задумывались над этим вопросом. Например, блаженный Августин. Читайте его «Исповедь», – посоветовал о. Андрей, – она начинается размышлениями о Боге, рассказывает о трудном духовном пути к Богу и вере, об ошибках, падениях и покаянии. 

– Что важнее: мотив или действие?

– И то и другое важно.

Ювенальная юстиция: благо или ловушка?

Собравшимся интересно было узнать и об отношении о. Андрея к ювенальной юстиции.  

– Пока не знаю, ведь моя «партия» еще не приняла официального документа, – вновь пошутил протодиакон. – Вот когда РПЦ примет документ, формулирующий официальное отношение церкви к возможности введения в России ювенальной юстиции (особая система правосудия, действующая в тех случаях, когда одной из сторон процесса является ребенок или подросток – прим. автора.), тогда скажу. Позиция РПЦ по ювенальной юстиции недавно обсуждалась на пленуме одного из высших органов церкви – Межсоборного присутствия, было внесено много предложений, в том числе и я вносил, сейчас над ними работают, официальное утверждение документа, вероятно, состоится в 2013 году. В самом понятии «ювенальная юстиция» нет ничего плохого. Ее аналог существовал и до революции. Безусловно, дети и подростки, которые совершили правонарушение, нуждаются в особом подходе. Дети нуждаются в особой заботе в том случае, если по отношению к ним совершено какое-либо преступление. Но те законы, которые принимаются в рамках ювенальной юстиции, не всегда могут помочь ребенку, а могут, напротив, ухудшить его положение. Законы и правила, которые приняты в некоторых странах, разрушают семью. И церковь призывает быть осторожными в отношении изъятия детей из семей. 

Когда-то меня потряс американский фильм «Просто спросите моих детей», который советую и вам посмотреть, тогда все станет ясно (кратко: по ложному доносу невменяемой соседки супругов заключают под стражу, их маленьких детей полиция принуждает дать показания против родителей. Мужа с женой отправляют в тюрьму на долгих 12 лет, а дети попадают в приемную семью, затем в другую, третью… И только когда они стали совершеннолетними и смогли давать показания в суде, не подчиняясь ничьим указкам, они добились пересмотра решения суда и освобождения родителей – прим. ред.). 

Накормить девчонок блинами – и истории бы не было

А по поводу скандальной выходки группы «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя даже развернулась небольшая дискуссия. Мнение Андрея Кураева: надо было накормить этих девчонок блинами, ведь Масленица была на дворе, время скоморошества, тогда бы эта история продолжения не получила. Это простое хулиганство, считает о. Андрей, что подтвердил и суд. Правда, многие в зале остались при своем мнении, назвав выходку богохульством, считая, что нужно активно защищать веру, церковь от таких нападок.

Высказывая по просьбе одного из слушателей свою позицию по поводу электронного удостоверения личности, о. Андрей подчеркнул, что это политическая, социальная угроза, но не духовная. Он напомнил собравшимся о ГУЛАГЕ, где был четкий контроль за заключенными, строгая система наказаний, но священнослужители Христа не теряли. 

А есть ли печать сатаны в паспортах, допытывались губкинцы. «Нет, –считает о. Андрей, – он слишком гордый, ему нужно, чтобы человек сам отвернулся от Бога, чтобы явно поклонился сатане».

Ответил он и на вопрос об увлечении Интернетом, компьютерными играми, телевизором: «Ты можешь владеть всем, что не владеет тобой, – вот моя позиция».

После недолгого раздумья он утвердительно ответил на записку из зала: «Можно ли сказать, что главная религия в нашей стране – язычество?». 

Высказав свое отрицательное отношение ко всякого рода экстрасенсам и знахарям, о. Андрей призвал всех прятаться за «юбку» Церкви. И еще, поинтересовавшись у зала, зачем у батюшек такие широкие рукава на рясе, сам и ответил: «Чтобы вы их хватали за рукава и задавали самые разные вопросы, спрашивали у них совета».

Андрей Кураев ответил и на другие вопросы.

В заключение присутствовавший на встрече епископ Губкинский и Грайворонский Софроний поблагодарил протодиакона Андрея Кураева и выразил надежду на дальнейшие встречи. 

 

1886

Оставить сообщение:

Полезные ресурсы
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 900x60px bottom