Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 21.10 71.06 0.0881
EUR 21.10 82.62 -0.0679
Архив номеров

ЗВУКИ МУЗЫКИ

2013-04-16

– Николай Александрович, разрешите сразу поделиться личными впечатлениями. Едва переступив порог музыкальной школы, понимаешь, что здесь царит особый мир: музыки, красоты, вежливости. Доносятся звуки инструментов, пение… Хочется сразу   соответствовать обстановке. Вы как-то специально поддерживаете этот дух искусства?

– Начну с того, что у истоков школы стояли интеллигентнейшие люди, которые приехали в Губкин из разных уголков страны. Первый директор И.А. Веденьев, педагоги Ю.Н. Токарева (Арефина), Н.А. Ушаков, супруги В.И. и Н.И. Помельниковы заложили традиции нашего учебного заведения – преподавания, отношения к ученикам, общения в коллективе. Продолжили их труды не менее достойные люди: директора разных лет – В.И. Слободчук, который ныне руководит Белгородским драматическим театром им. Щепкина, Н.И. Гатилов; заслуженный работник культуры РФ О.В. Сандина, педагоги школы, административно-вспомогательные работники. Отдельно хочу сказать о том, сколько доброты, культуры личным примером внесла в атмосферу школы А.Ф. Орлянская, которая девять лет руководила у нас эстетическим отделением, затем была назначена заместителем директора по воспитательной и концертно-лекционной работе. 

Преподаватели по классу скрипки. 1998 год

Из 42 преподавателей 35 – наши бывшие ученики, которые пришли сюда малыми детьми и впитали возвышенный, прекрасный дух школы, который сегодня поддерживают и передают нашим воспитанникам.

– Вы ведь тоже из числа учеников губкинской музыкальной школы…

– Я с родителями приехал в Губкин из Донецка в 1958 году, а в 1959 году, в девять лет, поступил в музыкальную школу, которая к тому времени уже год как работала. Располагалась она тогда на улице Победы в пяти кабинетах, над столовой №2. Конкурс был огромный, а набирали только 50 человек. Среди державших экзамен были дети руководителей комбината «КМАруда», сотрудников НИИКМА, врачей, учителей.

Ансамбль скрипачей,  1962 год (Коля  Картамышев- третий справа)

Одним словом, губкинская интеллегенция пользовалась случаем дать своим детям широкое образование. Я был из самой простой семьи (мама – уборщица в магазине, отец – слесарь на обогатительной фабрике комбината «КМАруда»), которая приехала на строительство молодого горняцкого города. Поступил в класс скрипки к педагогу В.И. Ещенко, которая позже сыграла очень важную роль в моей судьбе.

Вера Ивановна Ещенко – первый преподаватель Н. Картамышева по классу скрипки

В 1972 году, когда я вернулся в Губкин после окончания Белгородского музучилища и положенной отработки в поселке Борисовка, Вера Ивановна рекомендовала меня на должность преподавателя школы. 

Класс квартета в музыкальном училище (г. Белгород,1969)

А тогда, в 60-е годы, мне маленькому мальчику, как и многим послевоенным девчонкам и мальчишкам, страстно хотелось научиться играть на музыкальном инструменте. Родители, и не только мои, всей душой желали дать своим детям воспитание и образование, которое не смогли получить они. Я бы сказал, что это был общенациональный подъем, когда люди немного отошли от восстановления разрушенного войной хозяйства и потянулись к прекрасному.

На уроке. 1975 год

Именно в эти годы стали повсеместно открываться музыкальные школы. Наша школа – третья из тех, что  открылись на Белгородчине после Белгорода и Старого Оскола.

Участники ансамбля скрипачей. 1984 год

– Сейчас многое изменилось...

– Жизнь изменилась. У молодежи есть выбор, чем заняться. Но то, что наводняет экраны наших телевизоров, не способствует пропаганде высокого искусства. Считается, что сегодня музыкантом может стать любой, главное – оказаться в нужное время в нужном месте. А то, что музыка – огромный труд, как-то уходит на задний план.

Поэтому для нас самое важное и трудное – изменить поверхностное отношение к музыкальной школе и у детей, и у родителей. Мы сразу объясняем, что у нас не кружок, который можно «попробовать» и бросить в любой момент. Ребенок поступает в школу, а значит, нужно посещать ее без пропусков, выполнять домашние задания, много заниматься на инструменте… При загруженности современных детей делать это очень трудно. Поэтому мы благодарны всем родителям, которые приводят к нам детей, понимают и поддерживают нас и своих маленьких музыкантов. В конце концов, учеба в музыкальной школе – это школа на всю жизнь.

Я не буду повторять прописные истины о том, что занятия музыкой способствуют развитию моторики, интеллекта, эрудиции. Мое главное наблюдение по жизни – все люди, имеющие музыкальное образование, – это люди креативные, творчески мыслящие, воспитанные и интеллигентные. А за такими людьми – будущее.

А другая истина заключена в народной мудрости: «Человек, взявший в руки скрипку, не способен совершить ничего плохого». Поэтому если мы думаем о воспитании своих детей, то должны думать и об их музыкальном образовании.

– Сейчас эти очевидные вещи действительно уходят на задний план на фоне материальных интересов «развитого общества потребителей». А каково музыкальной школе жить и работать в современных условиях?

– Как это ни печально – многое сегодня решает все та же материальная составляющая. Почему из года в год снижается число поступающих? Профессия музыканта малооплачиваемая и в связи с этим не востребована. Я сейчас не о гонорарах звезд, а о тех, кто учит музыке детей, играет в обычных провинциальных оркестрах. Обидно, что выпускники училищ, консерваторий уезжают на Запад, где оценка труда профессиональных музыкантов другая.

Еще проблема в том, что музыкальные школы относятся к учреждениям дополнительного образования. Культура всегда финансировалась по остаточному принципу. Наши педагоги, проработавшие десятки лет, не имеют льгот, которые есть, например, у школьных учителей. Надеюсь, что с принятием нового закона об образовании, где школы искусств и музыкальные школы, в частности, рассматриваются как предпрофессиональные учебные заведения (то есть ориентирующие на будущую профессию), изменится и отношение к нам, и финансирование нашей базы. В последние годы мы остро ощущаем тот самый «остаточный принцип», по которому государство поддерживает культуру. Увы, игра на изношенных инструментах  мало способствует воспитанию высоких профессионалов, а отсутствие современного оборудования не позволит отвлечь детей от улицы. Мы благодарны муниципальной власти, которая помогает содержать здание, которая платит нам заработную плату – значит мы нужны городу. Мы благодарны родителям наших учащихся, которые нам помогают за счет целевых взносов периодически пополнять классы музыкальными инструментами, приобретать оборудование для образовательного процесса.

– Несмотря на активный творческий процесс директор школы – это еще, если не в первую очередь, и администратор, и хозяйственник. Как вам удается сочетать прозу  и  поэзию своей работы? 

– Удается, поскольку у меня есть крепкий тыл – мой дом, где я могу отдохнуть, расслабиться после работы. Заботясь обо мне, моя супруга Нина Федоровна несет основную часть домашних забот и проблем. Я ей очень благодарен за любовь и понимание, которыми она меня окружает.

Директор первой музыкальной школы Николай Александрович Картамышев

– Николай Александрович, у вас есть возможность  с помощью нашей газеты обратиться к тем, кто так или иначе причастен к важному культурному событию нашего города – 55-летию детской музыкальной школы №1.

– Дорогие друзья! Спасибо всем, кто был, есть и будет с нами! Спасибо за вашу тягу к музыке, за то, что можете ценить красоту, стремитесь к духовно насыщенной жизни, помните нашу дружбу и верите в нас. Счастья, добра и гармонии вам! Приходите к нам, мы всегда рады возможности общения и встрече с хорошими людьми.

– Спасибо за интервью, Николай Александрович. С юбилеем ваш замечательный коллектив! 

1960

Оставить сообщение:

Полезные ресурсы
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 900x60px bottom