Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 18.10 71.24 0
EUR 18.10 82.73 0
Архив номеров

Мой друг Вячеслав Березин

2013-08-08

В начале 1951 года решением правительства был создан ряд учебных заведений по подготовке рабочих кадров для МПС, куда преимущественно принимались участники войны. Летом со всех концов страны съехались бывшие воины для поступления в Свердловскую трехгодичную школу машинистов электровозов. Нас разместили в общежитии для подготовки и сдачи вступительных экзаменов на базе семилетки. Среди абитуриентов обратил внимание на паренька с кучерявой шевелюрой, еще в солдатской форме танкиста.

– Березин Вячеслав Степанович, – с уральским говорком представился он мне. 

Узнав, что я уже успел поработать на паровозе в 1942 году и принимал участие в перевозке воинских составов в Сибири для фронта, стал живо интересоваться спецификой работы на железной дороге. Да, до ухода добровольцем в армию я работал на паровозе, но электровоз для меня был тоже новой техникой.

– Ну что ж, будем осваивать ее вместе, – заключил он. 

Так оно и получилось. После успешной сдачи вступительных экзаменов мы были зачислены в одну учебную группу, а после окончания школы направлены работать на Уфимскую железную дорогу.

В конце 1954 года мы начали вместе водить поезда по сложному Южно-Уральскому профилю пути. Приходилось работать на одном электровозе. В общении он мне нередко рассказывал о своем боевом пути:

– Пришлось повоевать на Курской дуге в пехоте, а в основном – механиком боевого танка Т-34. Дважды горел. Ранения, лечение, снова в строй, и, главное, – Победа! После окончания войны пришлось послужить в армии до июля 1950 года. Демобилизовался в звании сержанта.

За пять лет работы в МПС мы успели создать свои семьи и, несмотря на некоторые бытовые трудности, прижились в Башкирии. А в начале 1959 года я узнал из CМИ о грандиозных планах развития богатейших залежей железной руды на КМА и о строительстве карьера Лебединского рудника. В ответ на мой запрос руководство пригласило меня на работу в качестве машиниста промышленного электровоза, и уже летом я с семьей перебрался в молодой город Губкин. Березин еще трудился в Башкирии. 

В начале 1960 года я получил от него письмо с просьбой оформить его заявление на перевод для работы к нам, что и было сделано. Вскоре он с семьей переехал в Губкин, стал работать машинистом  электровоза и как-то сразу включился в общественную деятельность железнодорожного цеха. Вывозил породу из карьера отменно и был неравнодушен к улучшению деятельности транспортного оборудования службы подвижного состава, его деловые качества, беспокойный характер заслуженно оценил коллектив цеха, избирая его руководителем партийных и общественных организаций. В самый напряженный период paботы карьера, когда ежегодно наращивались мощности по добыче железной руды, а вскрышные горизонты отставали от очистки залежей железной руды от пустой породы, Вячеслав Степанович возглавил партийную организацию цеха и стал активно участвовать в разработке мер по улучшению деятельности железнодорожного цеха. И вскоре к боевым орденам и медалям добавились трудовые ордена – Октябрьской Революции и "Знак Почета".

Шли напряженные трудовые будни. В 1965 году уже были перекрыты производственные мощности Лебединского рудника по добыче богатой руды из месторождения. В 1967 году, как известно, начались работы по строительству Лебединского ГОКа, и в начале 1978 года Лебединский карьер по добыче богатой руды вошел в состав нового мощного горнорудного предприятия КМА.

В те годы на комбинате трудилось около 400 участников Великой Отечественной войны, и решением дирекции был создан комитет ветеранов войны, тружеников тыла, который в 1985 году преобразован в совет ветеранов войны. На первом же собрании B.C. Березин был избран членом совета. Он в то время с семьей жил в микрорайоне Лебеди, и поэтому ему было поручено заниматься ветеранами, проживающими в микрорайонах Лебеди, Йотовка, Лукьяновка.  Необходимо было посетить каждого ветерана по месту жительства, внимательно изучить их бытовые и социальные потребности. И он всегда находил время для успешного выполнения этой ответственной обязанности. 

В 2005 году мы отмечали 60-летие  Великой Победы. Для подготовки к празднованию этой даты дирекция и профком комбината утвердили комиссию, в которую вошли и представители совета ветеранов. Необходимо было не только проверить бытовые условия каждого участника войны, но и еще раз уточнить боевой путь фронтовиков. Особое внимание уделялось регистрации всех боевых и трудовых наград для изготовления и вручения каждому участнику войны орденских колодок. За короткое время Березин побывал у ветеранов не только закрепленных микрорайонов, но  и Журавликов, где живет с семьей его дочь.

Частым гостем он был в школах микрорайона Лебеди, где рассказывал о боевых сражениях, взятии Будапешта, Вены.

Совет ветеранов комбината ежегодно организует совместные поездки ветеранов и молодежи предприятия по местам боевой славы области, и всегда Вячеслав Степанович подолгу стоит возле прославленного танка Т-34 на Прохоровском поле, видимо, перебирая в памяти незабываемые дни сражений, вспоминая своих товарищей по оружию, и в память о погибших зажигает свечи в храме святых апостолов Петра и Павла. У стенда с картой Прохоровского сражения рассказывает нам о боевых событиях июля 1943 года, как он, пехотинец 1223-й стрелковой дивизии, был ранен в ногу, а затем награжден орденом Красной Звезды. После госпиталя его направили в танковую школу, а в декабре 1944 года – снова фронт, но он уже воевал в качестве водителя танка Т-34.

– 1945 год, Австрия, – вспоминает он. – Перед нашим танковым батальоном поставлена задача: с ходу взять населенный пункт Санпельтен. Экипажу каждого танка было приказано не только очистить от фашистов определенную улицу, но и удержать ее до подхода главных сил. Идем на большой скорости. Я за рычагами стараюсь изо всех сил увиливать от снарядов, которые один за другим рвутся прямо передо мной. И тут вижу – вынырнула немецкая "Пантера». Даю знать командиру танка. Когда ствол нашего танка пошел вправо, я выжал педаль сцепления, и танк врезался прямо в бок вражеской «Пантеры"! У нее порвана гусеница, она выведена из строя. Дальше разбегающихся немецких танкистов уничтожала пехота. Наш танк не получил серьезного повреждения (советская сталь оказалась крепче), и мы двинулись дальше. 

В канун подготовки к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне Лебединский ГОК посетили тогдашний спикер верхней палаты Федерального Собрания России С.М. Миронов, представитель правительства области в Совете Федерации Н.И. Рыжков, губернатор области Е.С. Савченко и другие почетные гости. Вместе с руководством комбината на смотровой площадке ГОКа представительную делегацию встречали и ветераны войны, среди которых был и Березин. Узнав о том, что Вячеслав Степанович принимал участие в боях на Курской дуге, Николай Иванович Рыжков долго беседовал с ним о тех далеких событиях.

Ветеран и дети.

Мой старый товарищ Слава, как я его называю, отдал ветеранскому движению ЛГОКа более 30 лет. Но когда ему было уже под 85, он попросился, что называется, на покой: здоровье стало пошаливать. Сейчас он находится на попечении дочери, но поддерживает связь с советом ветеранов, радовался вместе с нами, когда в честь 45-летия Лебединского ГОКа дирекция комбината вручила нам Благодарность за большой вклад в развитие ветеранского движения и активную жизненную позицию по воспитанию подрастающего поколения. Безусловно, в этом большая заслуга и моего старого друга Вячеслава Степановича Березина....

В. ВОЛОГА,

председатель совета ветеранов ЛГОКа

 

1032

Оставить сообщение:

Полезные ресурсы
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 900x60px bottom