Рекламный баннер 900x60px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 23.10 70.86 -0.1281
EUR 23.10 82.50 -0.142
Архив номеров

"Искренне ваша..."

2014-04-26

Просьба о встрече Валентину Михайловну удивила, но отказывать она не стала:  у журналиста – задание, значит, он должен его выполнить, это его работа. А к работе любого человека директор относится с огромным уважением. Поэтому не стала ссылаться на занятость, хотя за час нашей беседы в кабинет Валентины Михайловны заглянули человек шесть, телефон звонил раз десять, плюс ей пришлось отлучиться, чтобы посмотреть, какое  привезли пианино – подарок областного департамента образования. И это в весенние-то каникулы. А если прибавить совещания, бумажную работу,  участие в конкурсах, беседы с родителями, уроки физики, которые она по-прежнему ведёт…  Мне как женщине сразу пришёл на ум вопрос: семья от этого не в минусе?

– Когда стала директором, – рассказывает Валентина Михайловна, – близкие были за меня рады. Они восприняли чисто внешнюю сторону. Но уже вскоре почувствовали и обратную. В особо трудные моменты муж говорил: "Рассчитайся!". Но эти слова так и оставались словами, потому что и он, и я в глубине души не могли представить свою жизнь без одиннадцатой школы. Он здесь учился, я здесь работаю почти 30 лет, сын  окончил её с медалью. 

А ведь когда-то девочка Валя представляла себе педагогическую деятельность совсем иначе: проверка тетрадей и общение с учениками, где второе – наиболее важная составляющая. Почему? Дело в том, что наша героиня выросла в многодетной семье (у неё пять сестёр и брат), что, несомненно, повлияло на выбор профессии. 

Жила семья Сечиных в селе Огибное Чернянского района. Глава семьи Михаил Ильич трудился бригадиром трактористов, его супруга Мария Ивановна была домохозяйкой. Растить семерых детей, конечно, непросто, но никто не роптал, старшие дети всегда помогали. Именно в атмосфере дружбы, сплоченности и трудолюбия росла маленькая Валентина. 

Сегодня к семи годам дети уже имеют определённый багаж знаний, а в начале 70-х прошлого века всё было иначе. Валентина Михайловна вспоминает, как на подготовительных занятиях учитель спросил будущих первоклашек, кто что знает. В ответ посыпался шквал... частушек.

Валентина Михайловна признаётся, что уроки поначалу ей не очень нравились, особенно не любила учить правила. Из всех предметов по душе была лишь математика. Учитель вызывал восхищение и уважение, ведь он знает ВСЁ! Детская логика была проста: хочешь знать всё – стань учителем. Но настоящее осмысленное желание посвятить себя педагогике пришло в старших классах, когда началась физика. 

– Я сразу поняла, что это моё, – делится Валентина Михайловна. – Школу окончила с отличием и объявила родным, что хочу быть учителем физики. Сёстры отговаривали, а вот отец поддержал, правда, он хотел видеть меня историком.

В результате Валентина Сечина поступила в Белгородский  педагогический институт. Поговорку "От сессии до сессии живут студенты весело" испытать на себе ей не удалось, потому как студенткой она была прилежной: посещала все занятия, была старостой кружка по методике математики. На четвёртом курсе её наградили путёвкой в Прибалтику и Псковскую область. Ещё один яркий эпизод студенчества – стройотряды, которые запомнились хорошим заработком, особой романтикой, весельем, культурой общения.

После вуза Валентина была направлена в родное село. Но уже через год ей пришлось покинуть знакомые с детства места и школу. Как это бывает:  любовь нечаянно нагрянет... На майские праздники она познакомилась с Александром Искреневым, который приехал из Губкина в гости к бабушке. "И как раньше не видели друг друга?! В село он приезжал часто, но ни разу мы не встречались, наверное, судьба…". Уже в августе Валентина и Александр поженились. Да и зачем тянуть? Если чувства настоящие, они не требуют проверок и ожиданий, к тому же первого сентября молодой учительнице нужно было приступать к работе. 

Так в 1984 году Валентина Искренева пришла в школу №11. Директор Анатолий Иванович Дутов встретил её доброжелательно (в 2007 году он же передал ей школу). В коллективе  появились подруги.  Поддерживали и помогали опытные учителя. С теплотой и благодарностью Валентина Михайловна вспоминает Татьяну Васильевну Русанову, Александру Дмитриевну Ярыльченко, Валентину Петровну Кузнецову. 

Валентина Михайловна освоилась быстро. Уже через пару лет давала открытые уроки. С учениками находила общий язык. Физика – наука сложная, но молодой учительнице удавалось объяснять всё доступно и увлекательно: где-то пример из повседневной жизни, где-то – шутка. Обязательно – опыты, наглядность. И никакой жёсткости, давления, авторитарности. 

Обучая детей, она и сама не теряла желание познавать новое. Как только стали появляться компьютеры, Искренева сразу записалась на курсы пользователей. Интуиция, подсказавшая, что будущее за этими умными машинами, не подвела. 

В 2007 году Валентине Михайловне предложили возглавить педагогический коллектив. Для неё, как человека, не имеющего опыта руководителя, предложение было неожиданным и пугающим. 

– Первая мысль, которая у меня возникла, как сохранить отношения с коллегами, – рассказывает Валентина Михайловна. – Не хотелось слышать в свой адрес: "Новая метла по-новому метёт». Хотя понимала, что нужно не только «подметать", но и созидать, не разрушая, а укрепляя всё хорошее и ценное. Хотелось сохранить те добрые традиции, которые сложились в нашем коллективе.

И это ей удалось. Доказательство – успехи школы за последние годы. Подарком судьбы Валентина Михайловна считает введение новой (отраслевой) системы оплаты труда в 2007 году. И если другим директорам приходилось только перестраиваться, то ей – начинать с нуля. Система, при которой решающее значение приобрело качество работы педагога, а не количество проведённых уроков, пришлась по душе начинающему директору. Вскоре весь коллектив увидел плюсы нововведения. А дальше пошло-поехало. Стали приходить молодые кадры, росло число учащихся, обновлялась материально-техническая база, проводились ремонты... Постепенно школа выбилась в лидеры, участвовала в областном конкурсе "Школа года-2011», вошла в сотню лучших школ России и занесена в книгу «Ими гордится Россия".

Рассказывая об успехах школы, Валентина Михайловна словно загорается. У неё столько планов, оптимизма, уверенности. Она не скрывает гордости за свой коллектив, учеников, которые получают высокие баллы по ЕГЭ. 

С той же гордостью и любовью она говорит о семье, которая всегда и во всём её поддерживала. Муж Александр по роду своей деятельности не связан с педагогикой, но супруге помогал и словом, и делом. Например, участвовал в ремонте школы. Полтора месяца перед областным конкурсом, отработав смену на Лебединском ГОКе, он с остановки сразу шёл в школу.

– У него золотые руки, – с гордостью говорит Валентина Михайловна. – В Москве участвовал в восстановлении Манежа, строительстве стадиона "Крылатский", в Прохоровке – в возведении Звонницы. А ещё у него огромное терпение. 

Александр Искренев-младший для мамы тоже опора и гордость. Валентина Михайловна признаётся, что всегда была требовательна к сыну:  "Однажды он мне сказал: «Ты много думаешь о своём авторитете». Я не стала отрицать. Думаю, дети не должны позорить родителей, они – наше продолжение". 

Старания родителей не прошли даром, Саша имеет два высших образования, сейчас получает третье – горное, работает на комбинате "КМАруда". 

...Наша встреча подходила к концу, и тут я поняла, что  интервью превратилось в доверительную беседу благодаря искренности моей собеседницы. Искренности, которая во всем: в любви к родным, к своей профессии, к школе, коллегам и ученикам.

Ю. Шехворостова, Фото В. МОСКАЛЕВА

 

1261

Оставить сообщение:

Полезные ресурсы
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 900x60px bottom