Правила подачи объявлений.

Голосование

Как вы относитесь к бездомным животным?

Как вы проводите выходные дни?

Публикации


19.02.2013

О Рудной деве есть народный сказ…

Образ Рудной девы воссоздал Центр развития туризма «Магнитный полюс». Именно его сотрудники первыми стали знакомить туристов и экскурсантов с трогательной историей девушки, ставшей покровительницей рудоискателей, рудокопов, горняков.

   В День города в  качестве пролога к торжественному собранию губкинцам и гостям  была представлена театрализованная постановка (автор и режиссер – Виктория Гладких), начинающаяся такими строками:

«О Рудной Деве есть народный сказ.

И в этом мифе, уж полузабытом,

Живой Огонь, он все же   не угас.

Он тянет нас с тобой к себе магнитом.

Красавица, каких не видел свет,

Хозяйка всех богатств земли родимой,

Она незримо оставляет след

В сердцах людей, особо ей любимых».

Кто же она, эта Рудная дева? Образ Рудной девы воссоздал Центр развития туризма «Магнитный полюс». Именно его сотрудники  первыми стали знакомить туристов и экскурсантов с трогательной историей  девушки, ставшей покровительницей рудоискателей, рудокопов, горняков.

Легенда о Рудной деве

   В стародавние, незапамятные времена в ковыльных степях возвышенности Среднерусской жили небольшие славянские племена. Женщины племен землю возделывали, живность пестовали да пряжи пряли. Мужчины же руды искали по лугам, мочакам да болотам, а из найденных руд чугун-железо выплавляли. В семье одного из рудоискателей росла и расцветала дочь-красавица по имени Рудинка (кровинка).  На все руки мастерица чудная: и ткала, и шила, и по грибы-ягоды хаживала, да родителю помощница – ловко управлялась она с «волшебной» лозой.

   Однажды  пошла она собрать ягоду-землянику для своих сестренок да  братишек младших.  Ходила долго, набрала много, домой пошла.

   А за то  время  на селение кочевники налетели: кого не убили – в полон увели. Цветом красным светили остывающие пепелища. Рудинка плакала, кричала, звала родных отца с матерью, сестер да братьев своих, но ответом ей был только шелест степной травы. Упала она на землю, взмолилась: «Расступись ты, мать-сыра земля, забери меня со свету белого, ничто мне теперь здесь не мило!» И расступилась мать-земля, раскрылась пещерою.  Как вошла туда девушка,  дивно-дивная картина  глазам  ее предстала: под сводами пещеры солнечными зайчиками вспыхивало «кошачье золото», багряными волнами расползался «кровавик»,  из-под ног  в руки сами просились «гороховые камни».

   «Так вот где земля-матушка хранит свои богатства, их бы отцу показать!», – обрадовалась девушка и повернулась к выходу. Но вспомнила, что некому показать земные сокровища и самой некуда возвращаться. Осталась она в пещере, разглядела  все до единого камушка, во многих узнала старых знакомцев, а тем, что встречала впервые, давала свои ласковые названия.

   Много ли, мало ли дней, лет минуло с той поры, но явился однажды пред нею Повелитель всех недр земных и за усердие и любовь к родной земле вручил ей ключи от крепких запоров, сделав ее  хозяйкой рудных залежей. А на земле тем временем шумели, гремели, пролетали годы, столетия... Люди по-прежнему искали, добывали руду, и там, где честным, благородным рудокопам встречались богатые жилы, можно было увидеть красивую девушку в одеждах цвета руды...

Из века VIII в век XXI

   Для зрительного, образного восприятия легенды Центром развития туризма предпринята работа по воссозданию (реконструкции) костюма героини, который был представлен  начале февраля в ДК «Форум».

   В основу легенды и реконструкции костюма Рудной девы положены исторические и археологические исследования о восточно-славянском племенном союзе северян, населявшем в VIII – начале XI веков территорию современных Черниговской, Сумской, Брянской, Курской, Белгородской областей. 

   Костюм представила директор Центра развития туризма «Магнитный полюс» при управлении культуры администрации городского округа А.В. Новикова:

   – Это праздничная одежда славянки-северянки. Она, как и было принято в древности, многослойная: включает в себя нижнюю рубаху (сорочку), верхнюю рубаху из белого льна, украшенную цветными полосами по вороту, низу рукава, подолу, и еще одну рубаху из красного льна, в более поздний период получившую название «навершника». Крой одежды – туникообразный, с боковыми вставками и ластовицами под рукавом. Все до единого шва – ручная работа. Обязательным элементом одежды древних славян (как мужчин, так и женщин) был пояс. Он не только поддерживал довольно мешковатую одежду, но и играл роль оберега от всего дурного, поэтому даже в домашней обстановке наши предки не позволяли себе «распоясаться». Для изготовления пояса нам пришлось освоить древнюю технику ткачества на дощечках. Пояс соткан на 17 дощечках из шерстяных нитей двух цветов. Выбранный орнамент – «засеянное поле» – древнейший славянский символ плодородия. Самым интересным в представляемом костюме, на наш взгляд, является головной убор, реконструированный по прорисовкам археологических находок.

   Голову женщины украшал пластинчатый венец. С обеих сторон над висками к венцу подвешивали по несколько спиралевидных колец. Такие височные кольца являются наиболее характерным этническим признаком племени северян. В состав женского головного убора входило от двух до четырех височных колец с каждой стороны. К тому же у левого виска была длинная проволочная подвеска с бубенчиками (такая подвеска представлена в Национальном музее истории Украины и есть у нашей Рудной девы). Кроме головного убора, как главного украшения, использовались и другие: браслеты (обручья или опястья), которые служили еще и для поддержки достаточно длинных рукавов; кольца и перстни; шейные украшения. В первую очередь, бусы, которые делали из стеклянных бусин желтого, синего и зеленоватого цветов. К бусам подвешивали лунницы, бубенчики, округлые ажурные подвески, крестики, монеты. К типичным украшениям северных славян относятся гривны со щитками (о таком украшении мы пока только мечтаем).

   Характерной особенностью декора одежды женщин этой этнической группы были бубенчики, которые часто нашивали на одежду вместо пуговиц или прикрепляли к ожерелью и головным уборам. (В одном из захоронений в Харьковской области найдено около 70 бубенчиков). Представленные украшения изготовлены по прорисовкам археологических находок мастерами из Великого Новгорода и Санкт-Петербурга.

   Цветовая гамма костюма не случайна, она соответствует цветовой гамме геологического разреза: желтый – песчаные отложения, белый – меловые отложения, красные оттенки – рудные залежи, зеленый – почвенно-растительный слой.

   Рудная дева, Рудинка, олицетворяющая одно из главных богатств территории – железную руду, может стать и одним из главных брендов Губкинского городского округа.

Голосов:
5

Комментариев: 0

Поделиться