Правила подачи объявлений.

Голосование

Как вы относитесь к бездомным животным?

Как вы проводите выходные дни?

Публикации


СУББОТА, 1 октября 2016 г. № 157-158 (9305–9306) | Наш человек

03.10.2016 О. Авдеева

Главное – настрой души!

1 октября – Международный день пожилых людей

Илья Леонович Опритов и в 92 года не изменяет своим жизненным принципам: внешне подтянут, собран и обязателен. Ровно в назначенное время встречает меня у ворот дома, со всех сторон окруженного зеленью, и гостеприимно проводит во двор. Я даже не сразу пойму, что во время разговора мы с ним не сможем обойтись без посредника – внучки Светланы, которая будет в качестве переводчика в привычном ритме повторять деду все мои вопросы, а он внимательно вглядываться в артикуляцию. Зато ответы его будут на редкость четкими и эмоциональными. Причем сам он при этом пояснит: слух и зрение могут подвести, а вот настрой души – никогда.

Таких людей иначе как живой историей  и назвать трудно. Родился в 1924 году в местной глубинке. Как и все его сверстники, с малолетства познал тяжелый крестьянский труд, а с началом Великой Отечественной не мог дождаться, когда призовут бить фашистов. Но воевать ему пришлось лишь с осени 1943 года, причем в составе частей Особой Московской армии ПВО, которая обеспечивала защиту от вражеских бомбардировок не только столицы, но и стратегически важных военных объектов Тулы, Горького, Ярославля.

– Домой я вернулся лишь в 1947-м, прослужив еще два года после войны в противовоздушном подразделении под Вязьмой. С детства мечтал выучиться и стать председателем колхоза, чтобы наладить счастливую жизнь для односельчан. Но понял: не до учебы, когда на плечах  одна гимнастерка. Надо искать рабочую профессию, самостоятельно обустраиваться в жизни и материально помогать родителям. Отец мой, Леон Федорович, еще Порт-Артур защищал в 1904-1905 годах, воевал в Гражданскую войну и к тому времени был уже человеком пожилым. Вот я и пошел учиться на шофера, когда по линии Волгодонстроя стали набирать молодежь на строительство канала. В Губкин приехал в 1953-м, а тут как раз началось свое строительство – нового современного города и комбината «КМАруда», – говорит Илья Леонович.

Его приняли сначала шофером в СМУ «Старооскольское» Главчерметстроя, а потом переводили в АТК №7, автобазу №1,  где он провел за баранкой долгие тридцать лет, неоднократно получая грамоты за добросовестный труд и значок «За работу без аварии». Надежный «газон» с деревянными бортами, на котором возил буткамень  для строительства фундамента домов в пос. Лебеди, песок и щебень на первые городские   новостройки – ул. Победы и Горького, а потом солидный «Урал», груженный  цементом и раствором для многоэтажек на ул.Чайковского, Раевского, он вспоминает с уважением до сих пор. Причем называет себя именно шофером, а не водителем, подчеркивая профессиональную власть не только над требующим сил и сноровки управлением, но и всем нутром грузовика. 

– В нашей автобазе №1 в 60-е годы было около 700 единиц техники. И кадровый состав такой, что одних бывших фронтовиков 170 человек. Если машина ломалась, мало кто из нас ждал механика, а сам засучивал рукава, находил неисправность, менял запчасти и снова – в рейс. Люди работали  десятилетиями, как, например, В.П. Хотнянский, И.В. Стефанюк, П.Е. Картавенко. А вот директора менялось часто. И далеко не все были такими грамотными и мудрыми руководителями, как один из последних наших директоров, Н.Ф. Загубных, – утверждает ветеран.

Рассказывая о нынешнем своем житье-бытье, о прочитанных в газетах новостях, Илья Леонович не упускает возможности порассуждать над природой человеческой памяти. Шутит о том, что порой не запоминает блюда, приготовленного дочерью или внучкой на обед, а вот события полувековой давности помнит до мелочей. 

– Это позднее новый поселок назвали Лебеди, теперь он стал микрорайоном с таким же названием. А ведь было время, когда его называли Мирным. А еще раньше это было просто зеленое поле, куда мне однажды дали путевку перевозить груз, – говорит он, добродушно улыбаясь. – Приехал я к железнодорожной платформе, загрузился буткамнем, который предназначался для строительства фундамента. Спрашиваю: куда везти? Мне отвечают: езжай через Грачев Лог к зеленям, никуда не сворачивай, туда как раз начальство поехало. Еду и вижу, что по зеленям ходят несколько озадаченных мужчин и ищут что-то под ногами. Оказывается, колышки под  первый фундамент забили несколько недель назад, а зеленя подросли и скрыли деревяшки-то. Когда разметку нашли, то все обрадовались. Туда я и выгрузил первые стройматериалы. И Лебединский рудник для нас, водителей, начинался также – с чистого поля и тоже без всяких торжественных слов. Осенью 1956 года несколько наших 2-тонных самосвалов из автобазы послали в Лебеди под экскаватор грунт вывозить. Спрашиваем: какой такой экскаватор? Отвечают: увидите – за церковью стоит. Нашли мы тот экскаватор, поговорили с машинистом, и он указал, в какую сторону нам надо землю везти. А теперь наш Лебединский ГОК во всем мире знают, да и руды такой, как у нас, еще поискать надо. Жаль вот только, что я за всю свою последующую жизнь в карьер заглянуть так и не смог. Пришлось больше работать на строительстве  домов, детсадов, школ.

Свой дом на ул. Горького Илья Леонович с супругой Лидией Васильевной построили тоже в середине 50-х. Как и многие соседние, возведен он из шлакоблока и кирпича, со всех сторон окружен фруктовым садом и цветником.

– Все лето приезжаем сюда с сыном. Моему Илюшке 3 года, и ему очень нравится тут бывать. У него день рождения с прадедушкой в августе, с разницей в один день. И по характеру, мне кажется, он тоже в прадеда будет: такой же настойчивый. А мне это даже нравится: дед справедливый, терпеливый, стойкий к болезням. Бабушки вон уже сколько лет нет с нами. А он, молодец, держится, – говорит внучка Светлана.

Похоже, в деда пошла по характеру и она сама. Я наблюдала, как привычно по-деловому села она за руль современного авто и, развернув автомобиль, поехала вверх по улице. Как тут усомнишься, что гены – великая сила?

О. Авдеева 

Голосов:
0

Комментариев: 0

Поделиться